Длинношеий азиат. Российские палеонтологи рассказали о гигантском динозавре с необычным хвостом

21.02.2020

Найденный в монгольских отложениях позднего мелового периода динозавр относится к завроподам, гигантам с длинными шеями. Эта группа растительноядных динозавров привлекает внимание не только огромным ростом, но и интересными приспособлениями разных частей тела. Так, брахиозавр из позднего юрского периода на территории США имел выпуклый гребень над глазами. Очень широкие, плоские, трапециевидные челюсти нигерзавра из мелового периода Африки делали его вооруженную пятью сотнями зубов пасть похожей на широкую насадку для пылесоса с функциями огромной газонокосилки. Диплодок и апатозавр из позднего юрского периода Северной Америки и их африканский родич и современник дикреозавр отличались очень длинными хлыстовидными хвостами, а среднеюрский шунозавр из Китая имел на конце умеренно длинного хвоста шиповатую булаву, как у панцирных динозавров.

Необычным хвостом отличался и описанный сейчас в Journal of Systematic Palaeontology сотрудниками Палеонтологического института им.  А.А.Борисяка РАН Алексеем Лопатиным и Александром Аверьяновым новый завроподный динозавр — абдараинур. Его видовое название Abdarainurus barsboldi дано в честь монгольского палеонтолога Ринчена Барсболда (Rinchen Barsbold) из Института палеонтологии и геологии Монгольской академии наук (Institute of Paleontology and Geology, Mongolian Academy of Sciences), известного специалиста по динозаврам. Новый динозавр известен только по серии из девяти хвостовых позвонков — восьми передних и одного среднего — а родовое название указывает на место Абдараин-Нуру, где в 1970 году были найдены его останки.

Абдараинур характеризуется шестнадцатью уникальными или крайне редко встречающимися у других завропод признаками в строении хвостовых позвонков. В первую очередь это выпуклые спереди и вогнутые сзади, как у саламандр, позвонки, называемые опистоцельными телами. Функциональное значение подобных преобразований не совсем понятно, но опистоцельность передних хвостовых позвонков у завропод иногда связывается с возможностью «трехногого» положения тела животного с опорой на задние лапы и хвост. Строение хвостовых позвонков абдараинура столь необычно, что определить его ближайших родственников среди других известных завропод довольно трудно. Палеонтологи предполагают, что новый динозавр представляет сильно специализированную и ранее совершенно неизвестную линию азиатских макронарий, большой группы, в которую входили титанозавры, брахиозавры и камаразавриды. Судя по размерам позвонков, абдараинур мог достигать в длину от 15 до 20 метров.