Чужакам здесь не рады. У лягушек обнаружена способность приглушать кваканье сородичей других видов

Самки американской зеленой древесной лягушки (или пастушьей квакши) в брачный период используют надутые легкие для того, чтобы заглушить кваканье других лягушек и не пропустить призывы самца своего вида. В репертуаре самцов лягушек для того, чтобы обратить на себя внимание ближайшей самки, имеются брачные призывы широкого диапазона — от пронзительного гоготания до глубокого кваканья. Но, завладев таким образом вниманием самки, самец вступает в состязание: издаваемые им звуки вливаются в какофонию призывов, которые исходят от лягушек другого вида, обитающих в том же водоеме.

Для того чтобы понять, как лягушки ориентируются среди этого шума, Норман Ли (Norman Lee) из Колледжа Святого Олафа (St. Olaf College) в Миннесоте и его коллеги воспроизвели запись звуков разных частот 21 одной самки пастушьей квакши (Hyla cinerea). Нечто неожиданное произошло в диапазоне от 1400 до 2200 герц. В этом интервале частот надутые легкие лягушек резонировали с дополнительными вибрациями, а движение барабанной перепонки затихало. Вибрации измеряли у предварительно обездвиженных лягушек с помощью дистанционного лазерного датчика.

Барабанная перепонка — это туго натянутая соединительная ткань, которая вибрирует, когда о нее ударяются звуковые волны, а затем эти звуки внешнего мира преобразуются в сигналы, обрабатываемые головным мозгом. У млекопитающих барабанные перепонки и легкие никак не связаны. Но у лягушек между ними прямая связь через открытое пространство между горлом и головой. Такое устройство организма позволяет барабанным перепонкам лягушки выбирать звуки из наружного уха и регистрировать вибрации легких. Как установили Ли и его коллеги, авторы публикации в журнале Current Biology, барабанная перепонка лягушек вибрирует меньше, когда легкие надуты, фоновый шум таким образом отфильтровывается, а звуки определенной частоты становятся слышимыми, и это брачные призывы самцов того же вида. У пастушьей квакши призывы звучат на одной ноте и представляют собой нечто среднее между собачьим лаем и кряканьем утки, говорят авторы. Когда самка слышит такое, она отдает ему предпочтение над шумом той же частоты, но исходящим от других видов.

Как поясняет один из авторов исследования, Марк Би (Mark Bee) из Университета Миннесоты (University of Minnesota), создается впечатление, что легкие производят сигнал в противофазе, что позволяет отфильтровывать другие звуки в том же диапазоне частот. Внешние звуки этих частот вызывают в легких резонанс, производящий точно противоположные вибрации и подавляющий их.