Бактерии в кишечнике способны накапливать лекарства, влияя на их эффективность

Исследователи Кембриджского университета и Европейской лаборатории молекулярной биологии доказали, что после приема некоторых медпрепаратов их действие может продолжаться, так как они накапливаются в бактериях кишечника. Даже после прекращения приема действующие вещества, высвобождаясь, продолжают «работать».

О том, что кишечный микробиом влияет на эффективность лекарств, ученые знали и раньше. Они связывали этот эффект с явлением биотрансформации, когда микробы, меняя структуру препарата, вызывают химические модификации. А вот механизм биоаккумуляции — взаимодействия лекарств и бактерий — был раньше неизвестен.

Ученые изучали влияние 25 штаммов распространенных кишечных бактерий и 15 принимаемых внутрь лекарств, которые часто используют пациенты. Результаты оказались неожиданными даже для исследователей. Больше половины взаимодействий не приводили к химическому изменению препаратов, они просто накапливались в «хранилищах» внутри клеток. К таким лекарствам относятся монтелукаст, рофлумиласт, росиглитазон. А антидепрессант дулоксетин, как выяснилось, не только «хранится» в клетке бактерии, но и влияет на то, какие вещества она выделяет. Ученые планируют продолжить исследования.

Статья опубликована в журнале Nature, коротко о ней рассказывается в University of Cambridge.

13.09.2021