А наши-то особые! В алтайской реке обнаружены уникальные раки

18.08.2020

Зарубежные исследователи, работавшие на высокогорной базе Томского государственного университета (ТГУ) «Актру» на Алтае, обнаружили и описали новый род и вид рачков, обитающих в горной реке Актру.
— Высокогорная станция «Актру» участвует в крупнейшем международном проекте Interact II, — рассказывает директор Центра международного сотрудничества ТГУ Ольга Шадуйко. — В 2018 году исследования и отбор проб на Актру проводила группа испанских, румынских и польских ученых. Материал, собранный в горах Алтая, оказался уникальным.
Ученые открыли новый род и вид раков — Altainella calcarata gen. n. sp. n. Статья с результатами исследований опубликована в журнале Zoologica Scripta. Новый род и вид принадлежит к семейству Bathynellidae. Представителей этого семейства часто называют раками-бокоплавами. Оно весьма многочисленное, поэтому специалисты в области систематики сильно расходятся во мнениях относительно видовой принадлежности его представителей.
Сравнивая особей из алтайской горной реки с подобными рако­образными из Австралии, Америки и разных стран Европы, исследователи решили не ограничиваться изучением морфологии и провели ДНК-экспертизу объектов. Она показала, что сибирские рачки генетически отличаются от всех своих известных сородичей. Еще одной удачей стало то, что среди собранных образцов были обнаружены и самцы, и самки. Нередко бывает так, что при исследовании ракообразных в поле зрения ученых попадают особи только одного пола, хотя существование противоположного пола не вызывает сомнений.
— Территория, на которой расположена база ТГУ, действительно, уникальна. И мы уверены, что у работающих здесь ученых впереди еще много открытий, — говорит Ольга Шадуйко. — В летнем сезоне 2020 года на «Актру» запланирован широкий спектр исследований — от выяснения особенностей таяния вечной мерзлоты и пожаров в бореальных лесах до изу­чения влияния тепловых волн на ДНК и выносливость арктических шмелей.
На базе научно-исследовательской станции «Актру» проводятся многолетние исследования в области гляциологии, гидрологии, метеорологии, геоморфологии, экологии, ботаники, зоологии и почвоведения. Цель — изучение динамики ледников в условиях изменения климата, гидрологических режимов, криогенных процессов, ландшафтов и биоты. В рамках различных международных проектов проводится исследование горных болот в условиях, меняющихся под воздействием климатических изменений ландшафтов, биогеохимии и продуктивности.

Управление информационной политики ТГУ