У обезьян обнаружена мутация гена, блокирующая смертельные вирусы. У человека ген тоже есть, но без мутаций

Открытие, которое может сделать переворот в медицине, сделали ученые Университета Юты и Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке. Они обнаружили у мышей и обезьян ген, мутация которого может блокировать вирус Эболы, ВИЧ и другие. Тот же самый ген — CHMP3 —  но без мутаций, есть и у людей. Однако бороться с опасными вирусами он сможет лишь после модификации. Сейчас этот ген отвечает за деление клеток,  целостность клеточной мембраны, межклеточную передачу сигналов.

У мышей и обезьян этот ген не позволяет вирусу «выйти» из клетки, блокируя процесс размножения. Позже опасная инфекция погибает. Специалисты решили в лабораторных условиях модифицировать ген и пересадить его в человеческие клетки. Они оказались неуязвимыми как для ВИЧ, так и для других вирусов. При этом жизнедеятельность клеток нарушена не была.

«Мы думали, что цепочка генов ESCRT – это ахиллесова пята, которой ВИЧ, Эбола и другие вирусы могут воспользоваться для побега из клеток. Открытие связанного с ней белка retroCHMP3 перевернуло все с ног на голову. Мы надеемся, что это вещество можно использовать для создания противовирусных лекарств», – рассказал один из авторов исследования, доцент Университета штата Юта Нельс Эльде.

01.10.2021