Захоронение ребёнка каменного века даёт понимание погребальных обрядов того времени

05.11.2022

Археологи раскопали 8000-летнюю могилу ребенка в муниципалитете Оутокумпу (восточная Финляндия). На лесной дороге выделялась яркая полоса красной охры — именно по этому признаку определили захоронение. Красная охра, или богатая железом глинистая почва, использовалась не только в ритуальных захоронениях, но и в наскальных рисунках по всему миру. Группа специалистов сразу приступила к раскопкам, обнаружив мало сохранившиеся сохранившиеся человеческие останки, в числе которых были три зуба.

В могильнике были также найдены два кварцевых наконечника стрел периода мезолита, фрагменты птичьих перьев, возможно, собачьей (или волчьей) шерсти, растительные волокна. И это уникальные находки, так как в Финляндии, где кислотность почвы высокая, органические остатки разлагаются быстро.

Антропологическое исследование показало позже, что зубы принадлежат ребенку в возрасте от 3 до 10 лет. Из проб почвы выделили 24 микроскопических фрагмента перьев птиц, 7 фрагментов перьев из пуха водоплавающих птиц. Возможно, они использовались в отделке одежды. Также ученые идентифицировали фрагмент пера сокола — оно, возможно, было частью оперения стрел или украшения одежды.

На дне могилы из почвы вымыли 24 фрагмента волос млекопитающих и 3 волоска собаки или волка. Специалисты предположили, что ребенка похоронили с любимой собакой. Альтернативная версия — на ребенке была обувь, изготовленная из собачьей или волчьей шкуры.

«Находка  сенсационная, хотя от животного (или животных) остались только волосы, даже не зубы. Мы не знаем, собака это или волк, — отметила  профессор Кристиина Маннермаа из Хельсинкского университета. — Используемый метод демонстрирует, что следы меха и перьев можно найти в могилах, которым несколько тысяч лет, в том числе в Финляндии. Все это дает нам очень ценную информацию о погребальных обычаях в каменном веке, показывая, как тогда готовили к жизни после смерти».

журнал.pone .0274849.g002