Вши раскрыли тайны древних людей и их миграции в Южной Америке

Международная группа ученых обнаружила, что человеческую ДНК можно извлечь из «цементных» головных вшей, которые тысячи лет назад приклеивали свои яйца к волосам. Таким образом, у палеонтологов появилось новое важное окно в прошлое.

В новом исследовании ученые впервые извлекли ДНК из цемента на волосах, взятых с мумифицированных останков, возраст которых составляет 1500-2000 лет. Это стало возможно потому, что клетки кожи головы заключаются в железистый цемент (клей), вырабатываемый самками вшей, когда они прикрепляют яйца (гниды) к волосам.

Анализ этой недавно восстановленной древней ДНК позволил получить представление о доколумбовых моделях миграции людей в Южной Америке. Этот метод мог бы позволить изучить гораздо больше уникальных образцов человеческих останков там, где образцы костей и зубов получить не удается. Например, останки взятие образцов из ранних останков коренных народов может быть неэтичным или противоречить культурным убеждениям, а также причинить ущерб образцам и поставить под угрозу будущий научный анализ.

Доктор Алехандра Перотти, биолог Университета Рединга и руководитель проекта, поясняет:

“Подобно вымышленной истории о комарах, заключенных в янтарь в фильме «Парк Юрского периода», несущих ДНК хозяина динозавра, мы показали, что наша генетическая информация может быть сохранена липким веществом, вырабатываемым вшами на наших волосах. В дополнение к генетике биология вшей может дать ценные подсказки о том, как люди жили и умирали тысячи лет назад. Спрос на образцы ДНК древних человеческих останков в последние годы возрос, поскольку мы стремимся понять миграцию и разнообразие древних человеческих популяций. Вши сопровождали людей на протяжении всего их существования, поэтому этот новый метод может открыть дверь к золотой жиле информации о наших предках, сохранив при этом уникальные образцы”.

Исследовательская группа извлекла ДНК из нитритового цемента образцов, собранных из ряда мумифицированных останков из Аргентины. Мумии принадлежали людям, которые 1500-2000 лет назад достигли гор Анд провинции Сан-Хуан в центральной части Западной Аргентины. Команда также изучила древних гнид на человеческих волосах, используемых в текстиле из Чили, и гнид с мумифицированной головы представителя древнего народа из амазонского Эквадора.

Было обнаружено, что образцы, полученные из цемента вшей, содержат ту же концентрацию ДНК, что и зуб, вдвое больше, кости, что стало неожиданностью для ученых. Небольшое количество материала может дать всю информацию о том, кем были эти люди (пол, родство), как вши связаны с другими видами вшей, а также дают представление о возможных вирусных заболеваниях того времени и условиях проживания древних людей.

Анализ извлеченной ДНК из цемента гнид выявил и подтвердил:

• Все изученные древние человеческие останки принадлежат к основоположным митохондриальным линиям в Южной Америке.
  • Самое раннее прямое свидетельство полимавируса клеток Меркеля было обнаружено в ДНК, захваченной в нитритовом цементе одной из мумий. Вирус, обнаруженный в 2008 году, выделяется здоровой человеческой кожей и в редких случаях может проникать в организм и вызывать рак кожи. Это открытие предполагает, что головные вши могут распространять вирус.
  • Анализ ДНК гнид подтвердил ту же схему миграции человеческих вшей с плоскостей Северной Амазонки в Центрально-Западную Аргентину (Сан-Хуан-Анды).
  • Все мумии, вероятно, подвергались воздействию чрезвычайно низких температур, когда умирали, что могло стать причиной их смерти. На это указывал очень маленький зазор между гнидами и кожей головы на стержне волоса. Вши полагаются на тепло головы хозяина, чтобы сохранить свои яйца в тепле, и поэтому откладывают их ближе к коже головы в холодных условиях.

29.12.2021