Вид сверху. Найденные в пустыне монолиты с гравировкой, возможно, представляют собой древнейшие архитектурные планы

Изображения на камнях, которые были обнаружены в Иордании и Саудовской Аравии, совпадают с расположенными поблизости древними мегаструктурами, известными под названием воздушных змеев пустыни.

Воздушные змеи пустыни — это каменные стены длиной в несколько километров, которые постепенно сужаются, образуя воронку, ведущую к яме или огражденной территории. С высоты птичьего полета это выглядит как рисунок огромного воздушного змея. Впервые воздушных змеев пустыни заметили летчики 100 лет назад, а недавние исследования привели ученых к общему мнению о том, что эти сооружения использовались для загонной охоты на крупные стада копытных животных, таких, например, как антилопы. Однако как именно удавалось древним охотникам создавать такие масштабные сооружения, оставалось загадкой.

«Полностью воздушные змеи видны только с воздуха, и даже с нашими современными возможностями представления ландшафта археологам все еще сложно создать соответствующую действительности карту этих сооружений», — сказал в комментарии Science News Реми Крассар из Французского национального центра научных исследований.

В майском номере журнала PLOS ONE Крассар с коллегами описали найденные ими в 2015 году древние чертежи пустынных воздушных змеев. Одна гравировка покрывает часть прямоугольного камня на охотничьей стоянке в Иордании, возраст которой 9000 лет, два других выгравированных изображения сделаны около 8000 лет назад на валуне, который обнаружили у основания утеса в Саудовской Аравии.

Авторы открытия подчеркивают тщательность прорисовки чертежей пустынных змеев древними людьми, которые пользовались ими. За последние 10 лет в рамках проекта Globalkites («Глобальные воздушные змеи») Крассар с коллегами, используя спутниковые изображения, идентифицировали более 6000 воздушных змеев пустыни различных форм и размеров по всему Среднему Востоку, а также в Передней и Центральной Азии. Остается неясным, использовались ли изображения воздушных змеев в качестве чертежей для их сооружения на местности, или они служили картами для охотников. Возможно, гравировки были символическими напоминаниями о воздушных змеях как важной части культурной идентичности древних людей, создававших и использовавших их, отмечает один из авторов публикации Ваэль Абу-Азизе из Французского института Ближнего Востока в Иордании.

Марина АСТВАЦАТУРЯН

Нет комментариев