В «храме Сокола» археологи обнаружили следы неизвестных ритуалов

07.10.2022

Во время раскопок в Беренике — греко-римском порту в Аравийской пустыне в Египте — археологи обнаружили культовый комплекс IV-VI в.в. Ученые назвали его «Храм Сокола» — в святилище были обнаружены  соколы, большинство из которых были безголовыми.

Результаты исследования археологов опубликованы в Американском журнале археологии, описывают портовый город Беренику, служивший торговым центром с восточным побережьем Африки, а также Индией и Аравией, как основную перевалочную базу для перевозки боевых слонов.

Тогда эти места населяли блеми — кочевой народ нубийского происхождения, упоминания о котором встречаются в письменных источниках начиная с VII в. до нашей эры  до VIII века нашей эры.  Раскопки позволили идентифицировать небольшой египетский храм, который с IV в. был адаптирован блемианским населением к их собственной системе верований.

«Материальные находки особенно примечательны наличием подношений, таких как гарпуны, статуя кубической формы или стела с указаниями на культовую деятельность», — подчеркивает исследователь Барселонского университета Джоан Оллер.

Самой примечательной находкой в святилище оказались 15 соколов, большинство из которых были безголовыми. Хотя религиозные захоронения соколов в культовых целях наблюдались в долине Нила и ранее, впервые их находят в пределах храма. Здесь же были обнаружены яйца пернатых. На стеле, найденной в храме, есть любопытная надпись «В этом месте нельзя варить голову». Исследователи считают, что варить головы животных внутри святилища считалось богохульным.

Джоан Оллер отмечает, что «все эти элементы указывали бы на интенсивную ритуальную деятельность, которая сочетала бы аспекты египетской традиции вместе с ритуалами,  связанными с поклонением богу Хонсу (древнеегипетскому богу Луны)».

«Находки расширяют наши знания об этом полукочевом населении, блемах, в египетской аравийской пустыне в конце Римской империи», — заключает Оллер.