В древнеримском городе в Португалии найдены цеха, производившие рыбные соусы

19.07.2022

В римском городе Бальса, одном из самых важных и символичных археологических памятников на юге Португалии, археологи раскопали комплекс, в котором в I и II веках нашей эры производились рыбные соусы.

Команда Университета Кадиса обнаружила виллу и резервуары для производства рыбных соусов — в частности, популярный в древности гарум*. Археологи считают, что эти фабрики или их часть в I и II веках нашей эры контролировало зажиточное семейство, жившее в вилле.

Когда в IV веке вилла была заброшена, некоторые фабрики продолжали работать — возможно, вплоть до V века нашей эры. Такой вывод исследователи сделали, основываясь на изучении керамики, обнаруженной под обрушившейся крышей — этой керамикой был заполнен один из резервуаров.

На разрушенном доме, останки которого были погребены под землей и не видны, позже была устроена «структурированная могила с большими камнями». Археологи говорят, что увидели в ней «некоторые типичные черты первых христианских могил, которые, как известно, существовали в регионе, начиная с V века нашей эры».

* Гарум — ферментированный рыбный соус, который использовался в качестве приправы в кухнях Финикии, Древней Греции, Рима, Карфагена, а затем и Византии.