Украденный камень помог разгадать тайну долголетия Стоунхенджа

Эта история началась более 60 лет назад, в 1958 году. Тогда принимавший участие в реставрации Стоунхенджа британец Роберт Филлипс, представитель буровой компании, стал обладателем каменного цилиндрического фрагмента, полученного при бурении одной из колонн памятника. Позже, переехав в США, Филлипс увез керн диаметром 2,5 сантиметра и длиной примерно метр с собой. Но позже решил, что реликвия должна вернуться на родину, и в 2018 году сын Филлипса с помощью британской Комиссии по историческим зданиям и памятникам перевез камень.

UDk2PLfAYzEqZTngFrjsTU 970 80

Образец керна Stone 58 (Британская геологическая служба)

Сегодня исследователи не могут извлечь для изучения образцы камней, из которых сложены колонны Стоунхенджа — мегалитическое сооружение находится под охраной. Поэтому возвращенный артефакт стал для ученых настоящей находкой.

«Во всех предыдущих работах по сарсенам (блокам песчаника, которые использовались для строительства Стоунхенджа и других памятников) использовались образцы либо извлеченные с места раскопок, либо выбитые из случайных камней. Мы провели компьютерную томографию породы, рентгенографию, изучили ее под различными микроскопами, провели седиментологический и химический анализы. За исключением анализа тонких срезов и нескольких химических методов все подходы, которые мы использовали в исследовании, были новыми как для Стоунхенджа, так и для изучения сарсенов в Великобритании в целом», — рассказал профессор физической географии Брайтонского университета Дэвид Нэш, ведущий автор исследования (цитата по Газета.ру).

камень хендж кварц

Микроскопическое изображение образца сарсена, показывающее плотно переплетенную мозаику кристаллов кварца, скрепляющих породу. Очертания зерен кварцевого песка указаны стрелками.

Проведя микоскопию срезов сарсена, ученые обнаружили: камень на 99,7% состоит из кварца. Кварцевый «цемент» содержал мелкие и средние кварцевые зерна и образовывал, как отметил Нэш, «взаимосвязанную мозаику кристаллов». Это сделало камень невероятно прочным.

Анализ, проведенный геологами, дал и подсказки о возрасте отложений в скале.

«Песчаные отложения, в которых формировался камень, появились в период палеогена, от 66-23 млн лет назад, поэтому сарсены не могут быть старше этого периода», — сообщил Нэш.

Однако выяснилось, что некоторые отложения были еще более древними. Некоторые зерна кварца могли быть занесены ветром в песчаник из горных пород,  относящихся к мезозойской эре  (252–66 млн лет назад), и по ним, возможно, ходили динозавры.

Отдельные же песчинки образовались от 1-1,6 млрд лет назад.

«Этот небольшой образец сейчас, вероятно, наиболее изученный кусок камня, за исключением лунной породы, — заявил Нэш. — Я думаю, Стоунхендж очаровывал археологов и других ученых на протяжении веков, отчасти потому, что мы не знаем, для чего именно он использовался, и существует ряд теорий относительно того, зачем его построили. Это место, по-прежнему хранящее множество секретов, которые предстоит раскрыть в ходе дальнейших исследований».

Результаты своей работы ученые опубликовали в журнале  PLOS One .

05.08.2021