У древних жителей Северной Индии выявили «степные гены»

23.09.2019

«Степной» генетический след у древних обитателей Индии  обнаружили ученые Южно-Уральского государственного университета в составе крупного международного проекта. Теория миграции носителей индоевропейских языков из степной Евразии на территорию Индийского субконтинента не новая, но только сейчас можно с уверенностью утверждать, что она верна. Ученым удалось найти геном людей, говоривших на языках индоевропейской семьи среди населения, проживавшего на территории Северной Индии несколько тысяч лет назад. В исследовании приняли участие ученые из более чем 20 стран, среди которых США, Великобритания, Австрия, Италия, Индия, Китай, Казахстан и др.

Открытие носит глобальный характер и позволяет историкам с большой подробностью воссоздать картину жизни индоевропейцев и распространения их языков по всему миру.

Основная часть работы — это выделение генома из костей древнего человека, проживавшего на территории Европы, северной части Евразии, Центральной Азии и Индийского субконтинента около 5000 лет назад. Всего были исследованы генетические данные 523 человек, что увеличило общее число анализов на четверть. Мы решили проверить очень старую теорию о том, что население Индии было сформировано за счет притока людей из северных земель, жителей евразийских степей. Эта идея не нова, она возникла благодаря лингвистическому сходству между санскритом и европейскими языками, — рассказывает главный научный сотрудник Научно-образовательного центра евразийских исследований ЮУрГУ, доктор исторических наук Андрей Епимахов.

Ученым также удалось доказать, что население Индии с точки зрения генетического кода подразделяется на несколько крупных групп, имеющих разные истории формирования. Так, часть населения, относящаяся к индоевропейской семье, сформировалась в Индии позже. В рамках научно-исследовательской деятельности специалисты реконструировали цепочку путей миграции индоевропейцев с запада на восток, которая включает Центральную Европу, Алтай, Южный Урал, Южную Сибирь, Центральную Азию и Северную Индию.

Среди исследуемых памятников особое место занимает могильник бронзового века Каменный Амбар, находящийся в Челябинской области и являющийся одним из наиболее полно изученных с точки зрения генетики. Этот памятник отличается отличной сохранностью генетического материала. Кроме того, он находится на территории Южного Урала, который являлся одним из основных звеньев на пути миграции индоевропейцев на восток.

Результаты работы международной научной коллаборации послужили основой для получения новых данных в исследовании Каменного Амбара. Генетический анализ останков на территории могильника позволил найти две группы людей с родственными связями и определить их пол. Однако в коллективных захоронениях были найдены не только родственники, но и люди, обладавшие другой генетической структурой. А это значит, что население, жившее здесь 4000 лет назад, не делилось по принципу «свой — чужой» . Таким образом, особенности совершения погребального обряда и генетический анализ указывают на то, что люди представляли собой синкретическое общество.

Автор Виктория Матвейчук