Российские ученые исследуют памятник природы со следами динозавра

05.06.2020

Палеонтологический артефакт хранит плита, расположенная в Кисловодске. На сегодняшний день это единственный природный объект в России с сохранившимися отпечатками следов древних рептилий. Науке уже известно, что это задние лапы игуанодона – растительноядного динозавра. По ставропольской земле  ящер ходил 120-130 миллионов лет назад в меловом периоде. Отличительная особенность этой рептилии — трехпалые задние конечности. Они и отпечатались на плите.

Мы провели комплексное обследование плиты и прилегающей к ней территории методами геофизики и геохимии,

– рассказывает доцент кафедры геофизических методов поисков и разведки месторождений полезных ископаемых Института нефти и газа СКФУ Валерий Якушев.

Плита представляет собой отколовшийся фрагмент скальной стенки размером 3х4 метра и более чем на 5,5 метров заглубленный в грунт. Результаты геохимического анализа пород дали возможность выяснить, что следоносный слой расположен в самой кровле скального разреза и обнажается в районе Лермонтовской скалы.

Как выяснили исследователи, в свое время динозавр прошелся по достаточно редкой породе, почти полностью состоящей  из оолитового известняка. Скорее всего, в раннемеловом веке слой образовался на мелководном морском заливе или лагуне.

По краям каждого следа, всего их было обнаружено три, образовались валики выдавливания высотой  3,5 — 4,5 см. Длина же самих следов  40 см, ширина – 34 — 35 см. Сам след заглублен относительно поверхности плиты в среднем на 5 – 7см. Эти показатели «рельефности» следа как раз и говорят о пластичности породы.

Вес динозавра мог достигать трех тонн и, чтобы он не провалился по колено и не увяз в жидкой грязи, порода должна быть уже достаточно твердой, и только верхний еще несформировавшийся свежий слой мог сохранять определенную мягкость и пластичность,

— добавляет Михаил Шестюков.

Во время исследований, имеющих важное значение не только для Ставрополья, но и для всей страны, ученым удалось выявить слой породы, который является следоносным, и обнаружить еще несколько интересных свидетельств существования древних пресмыкающихся на территории сегодняшнего  Кисловодска. Горожанам и туристам доступ к плите ограничен, так как она расположена на территории режимного предприятия.

Сегодня исследователи выступают за перенос плиты на сопредельную территорию Национального парка «Кисловодский», где будет обеспечена её доступность, а также надлежащий уход и сохранность.

Управление по информации и связям с общественностью СКФУ