Редкая техника. Загадочные наскальные изображения могли быть выполнены с использованием пчелиного воска

06.06.2020

 Изображения, которым 500 лет, находятся в пещере под названием Юбилинджи в Национальном парке Лиммен Северной территории Австралии (Limmen National Park), неподалеку от залива Карпентария. Человекоподобная фигура держит бумеранг, и вокруг нее множество бумерангов. Рисунки, очевидно, нанесены по трафарету. Подобные трафаретные изображения — силуэты людей, орудий и прочих объектов — еще более древние, чем описываемые сейчас, находят и в других местах как в Австралии, так и вне ее. Новое исследование позволило группе авторов под руководством Лиама Брейди (Liam Brady) из австралийского Университета Флиндерса (Flinders University) предположить, что они разгадали технику создания таких наскальных изображений. Австралийские аборигенные популяции создавали наскальную живопись на протяжении по меньшей мере 44 000 лет. Рисунки по трафарету они выполняли окрашенной пигментом жидкостью, напыляя ее на объект, который держали перед поверхностью камня, а самим объектом часто служила кисть руки художника. Так на стене пещеры или на скале получалось своего рода негативное изображение в натуральную величину. Но фигурки, изображенные на выступе красной каменной породы в Юбилинджи, маленькие. Это, как сообщает Sciencemag.org, 17 мини-людей, бумерангов и геометрических узоров, и все они слишком малы, чтобы соответствовать реальным объектам, использованным в качестве трафарета. Один из авторов нового исследования вспомнил о том, что однажды он видел аборигенов, которые, делая детские игрушки, лошадок и коровок, склеивали детали пчелиным воском. И он задался вопросом, не могли ли использовать древние наскальные живописцы для создания трафаретов тот же материал?
Наладив сотрудничество с представителями коренного народа марра, ученые попытались воспроизвести древнюю технику изобразительного искусства, используя только местный материал. Они нагревали пчелиный воск, формировали из него разные фигурки, налепляли их на каменную поверхность, а затем, распыляя по этим фигуркам белую краску, получали изображения, необычайно схожие с оригинальной наскальной живописью из Юбилинджи. Опыты Брейди и его коллег описаны в последнем выпуске издания Antiquity. По мнению авторов, миниатюрные изображения могли иметь культовое или ритуальное назначение, но поскольку многие древние трафаретные рисунки расположены довольно низко, есть версия и о том, что это следы детской игры, вроде нацарапанных надписей и рисунков, которые оставляют на стенах нынешние дети.

Марина АСТВАЦАТУРЯН

Нет комментариев