Подводные археологи изучают корабль датского короля, затонувший более 500 лет назад

22.09.2022

Ученые  изучили затонувший в 1495 году корабль «Грибшунден», который принадлежал датскому королю Иоганну Ольденбургу. Военный корабль пошел ко дну в Балтийском море у шведского побережья Роннебю. Первое упоминание о судне содержится в письме, написанном королем Иоанном в 1486 году. Считается, что, стоя на якоре в естественной гавани недалеко от порта Роннебю, «Грибшунден» таинственным образом загорелся и затонул. Короля на борту, не было, но большая часть королевских сокровищ была похоронена в пучине вод. Это было зафиксировано в трех письменных источниках: шведском и двух немецких.

В 1970-х годах дайверы впервые обнаружили затонувший корабль на глубине 10 м, но они даже не подозревали о том, что это за судно. Идентифицировали военный барк только в 2013 году. Выяснилось, что этот представитель эпохи Великих географических открытий, аналог кораблей Христофора Колумба и Васко да Гамы очень хорошо сохранился.

В рамках исследования, проведенного подводными археологами из Лундского университета, Музея Блекинге и Датского музея кораблей викингов, исследователи обнаружили артиллерийские орудия, пистолеты и основные компоненты рулевого механизма и кормового замка.

«Ни один другой корабль со времен исследования не сохранился таким неповрежденным, — говорит научный руководитель Брендан Фоули из Лундского университета. — «Грибшунден» дает новое представление об этих путешествиях. Теперь мы понимаем реальный размер и компоновку тех кораблей, которые изменили мир».

Объединив 3D-модели руля, артиллерийских орудий, румпеля и киля, ученые воссоздали кормовой замок. Здесь, по всей вероятности, кроме рулевых и артиллеристов, находились король и дворяне. 3D-модели форштевня и клюзов (через которые проходили якорные тросы) дают представление о функциях полубака для размещения экипажа, управления кораблем и укрепления.

«Остается еще одна большая загадка: почему корабль затонул? — задаются вопросом исследователи. — Средневековые документы утверждают, что были взрыв и пожар, но мы не обнаружили никаких признаков этого. Может быть, будущие исследования дадут объяснения причин катастрофы».

Фото: heritagedaily.com