Транзитом по Берингии. Уточнены пути миграции древних лошадей

Международный коллектив ученых, в составе которого сотрудники Уральского отделения РАН и Уральского федерального университета Дмитрий Гимранов и Павел Косинцев, определил особенности миграции предков современных лошадей.

Ученым и раньше было известно, что основное видообразование лошадей происходило в пределах Северной Америки, откуда они распространились на другие континенты. В этот раз исследователи установили, что в период позднего плейстоцена (2,5 миллиона лет назад — 11,7 тысячи лет назад) лошади с территорий Евразии (Урал, Сибирь, Чукотка, Восточный Китай) и Северной Америки (Юкон, Аляска, континентальная часть США) перемещались с одного континента на другой минимум два раза. Об этом они рассказали в журнале Molecular Ecology.

«Мы выяснили, что Берингийский сухопутный мост повлиял на генетическое разнообразие лошадей и других животных. Благодаря его появлению переток генов среди мамонтов, бизонов, волков мог происходить регулярно, — рассказывает Гимранов. — В периоды 950-450 и 200-50 тысяч лет назад произошло двунаправленное распространение генов на большие расстояния. Первая волна была преимущественно с востока на запад, из Северной Америки в Евразию. Во втором переселении преобладало движение с запада на восток».

Самое интересное то, что лошади использовали Берингийский мост несколько раз. Этот факт мог существенно повлиять на генетическую структуру их популяций, сделав очень интересными объектами исследования для палеогенетиков.

Чтобы определить территорию расселения лошадей, исследователи изучили находки с обоих континентов. Из 262 образцов (кости и зубы) они отобрали 78 с достаточным количеством ДНК.
В лаборатории палеогеномики Калифорнийского университета в Санта-Крусе, в Центре геогенетики Копенгагенского университета и Ливерморской национальной лаборатории были проведены радиоуглеродное датирование и генетический анализ.

«Данные показывают, что лошади вернулись в Северную Америку из Евразии примерно в то же время, что и бизоны, бурые медведи, львы. Это происходило в последние «дни» позднего плейстоцена, когда территория, которую называют Берингией, не была покрыта водой и служила мостом для передвижения многих групп животных. С потеплением климата (11,7 тысячи лет назад) и окончательным исчезновением перешейка история наземных видов животных обоих континентов коренным образом изменилась», — рассказал ученый.

Остается добавить, что в Северной Америке лошади вымерли к середине VI тысячелетия до н. э., а снова появились на родине уже благодаря человеку — в ходе европейской колонизации в XVI веке.

Пресс-служба УрФУ