Сюрприз из Орозмани. Человеческий зуб, которому 1,8 миллиона лет, откопали грузинские археологи

Доисторическое место обитания гоминин за пределами Африки, находящееся в 100 км от Тбилиси, около деревни Квемо Орозмани (Нижний Орозмани), было обнаружено учеными Национального исследовательского центра археологии и протоистории Грузии всего лишь год назад. О присутствии здесь наших вымерших предков свидетельствовали каменные орудия и останки животных со следами разделки, которые датировались периодом от 1,77 до 1,84 миллиона лет назад. Сейчас здесь откопали зуб, которому 1,8 миллиона лет. Как отмечает издание Ancient Origins, эта находка подтверждает тезис о том, что представители вида Homo erectus были первыми гомининами, достигшими Евразии. Деревня Квемо Орозмани расположена в 20 км от Дманиси, всемирно известного палеоантропологического места, где в конце 1990-х и начале 2000-х годов были найдены два человеческих черепа, которым было около 1,8 миллиона лет. Находки из Дманиси — древнейшие в своем роде за пределами африканского континента.

«Орозмани вместе с Дманиси представляют собой центр древнейшего распространения ранних представителей рода Homo по миру вне Африки», — цитирует Reuters заявление грузинских ученых.

Научный руководитель раскопок в Орозмани Гиорги Бидзинашвили предполагает, что найденный зуб принадлежит родственникам Зезвы и Мзии, названных этими грузинскими именами обладателям ископаемых черепов, найденных в Дманиси и датируемых тем же временем — 1,8 миллиона лет назад.

«Значение этих находок не только для региона Дманиси, но для Грузии и всей истории исхода людей из Африки 1,8 миллиона лет назад колоссально», — считает Джек Пирт, студент-археолог из Великобритании, обнаруживший зуб в Орозмани.

Древнейшим в мире окаменелостям представителя рода Homo — 2,8 миллиона лет, это неполная челюсть, найденная на территории современной Эфиопии. По мнению ученых, ранние люди, вид охотников-собирателей Homo erectus, начали мигрировать из Африки около двух миллионов лет назад. Древние орудия возраста 2,1 миллиона лет находили на территории Китая, но места грузинских находок представляются пристанищем древнейших людей, покинувших Африку. Среди исключительных палеонтологических открытий региона Дманиси — также найденные в 2021 году останки доисторической дикой собаки, зубы и фрагменты челюсти, которым также 1,8 миллиона лет.