Создана самая современная научная реконструкция доисторического ихтиозавра

05.03.2022

Тщательный обзор 300-летних исследований и исключительно сохранившаяся окаменелость помогли палеонтологам создать самую современную реконструкцию древнего зверя — ихтиозавра.

Живя рядом с динозаврами в мезозойскую эру, ихтиозавры были морскими рептилиями, которые плавали и охотились в океанах нашей планеты. Напоминая дельфинов-рептилий, эти очаровательные животные процветали около 160 миллионов лет, прежде чем вымерли.  У ученых много материала для изучения — сохранившихся окаменелостей достаточно много.

Однако в последнее время палеонтологи  обнаруживают также сохранившиеся мягкие ткани, что позволит лучше узнать, как выглядели ихтиозавры. А это поможет понять как эти существа жили.

Ученые Лундского университета в Швеции собрали и проанализировали предыдущие исследования ихтиозавров.

«Здесь, — пишут они в своей статье, — мы представляем обзор исследований ихтиозавров и иконографии образа жизни с особым акцентом на структурах мягких тканей и выводах, сделанных на их основе, включая аспекты окраски и терморегуляции».

Особый интерес для исследователей вызвала окаменелость, найденная в сланцах Посидония в комплексе окаменелостей Лагерштетте в Германии. Этот почти полный образец юрского периода является исключительным, и в предыдущих исследованиях использовали его , чтобы понять, как выглядели ихтиозавры и как они жили.

мягкие ткани ихтиозавра
Окаменевшие мягкие ткани ихтиозавра со Stenopterygius наверху. Фото:sciencealert.com

«Нашей точкой отсчета была рыба-ящерица, которая была найдена в Хольцмадене, Германия, — объяснил палеонтолог Йохан Линдгрен из Лундского университета. — Эта окаменелость ранее была предметом обширного исследования биологии и окраски рыбоящериц, которое я провел вместе с Матсом и несколькими другими коллегами и которое было опубликовано в журнале Nature ».

Вооружившись множеством окаменелостей, а также предыдущими исследованиями, команда наняла художника Эсбена Хорна для создания в натуральную величину реконструкции вида ихтиозавра Stenopterygius quadriscissus, найденного в сланцах Посидонии.

Процесс занял около года и включал глиняную скульптуру и 3D-печать. В результате на реконструкции животное имеет гладкую кожу, как кожистые черепахи (Dermochelys coriacea) — современные морские рептилии. Предыдущие исследователи пришли к выводу, что, как и другие морские рептилии, этот вид потерял  чешую во время своего эволюционного перехода в океан.

Ихтиозавр вылеплен так, как будто защищен слоем жира — подтверждение этмоу было найдено в окаменелости немецкого Stenopterygius; этот толстый слой жира помогал  ихтиозавру защититься от низких температур. Окаменелости ихтиозавров также показали наличие меланосом, клеточных органелл, содержащих темный пигмент, который обеспечивал бы защиту от ультрафиолета. Крошечные зубы были обнаружены и у настоящих окаменелых ихтиозавров.

Результатом, по словам исследователей, является блестящая встреча науки и искусства, а также самое современное изображение ихтиозавра. Хотя возможно, что в будущем появится больше информации, команда не думает, что что-то существенно изменится.

«Наша реконструкция — это самая современная с научной точки зрения и, надеюсь, правильная интерпретация того, как выглядели эти животные, — сказал Эрикссон. — Она будет полезной для студентов и исследователей, которые хотят узнать больше о культовой ящерице-рыбе».

Исследование опубликовано в журнале Earth-Science Reviews .