Шкуры превращаются… Люди каменного века использовали для выделки кожи костяные скребки

Открытие в марокканской пещере дало ученым редкую возможность узнать, как люди каменного века могли превращать шкуры животных в одежду. Костяные орудия, такие как скребки и точила для каменных орудий, были откопаны в Марокко в так называемой Пещере контрабандистов германскими археологами из Института исследований истории человечества Макса Планка Йене Эмили Халлет и ее коллегами, сообщает Science News. Датировка осадочного слоя, обожженных камней и найденных там зубов животных указала на возраст орудий: им от 90 000 до 120 000 лет. Статья о находках опубликована в журнале iScience.

«До основного успешного выхода из Африки и расселения по Евразии Homo sapiens изготовляли орудия разного специализированного назначения, и это могло помочь им в освоении новой среды обитания», — говорит Халлет.

Различные типы костяных орудий приблизительно того же времени, что и марокканские находки, откопали еще в нескольких местах в Африке, хотя функциональность многих из них остается неясной. Ученые сфокусированы преимущественно на разнообразии стилей африканских костяных орудий, которое взрывным образом возникло около 44 000 лет назад после выдвижения людей в Евразию.

Семь из 62 древних инструментов пещерного человека были скребками для выделки кожи. Они сделаны из кусков реберных кос­тей антилопы или дикого быка, которые расщепили вдоль наполовину длины и придали им плоскую форму. Такой скребок напоминает лопаточку. Глубокие бороздки и отполированная поверхность этих предметов — результат долгого использования, считают ученые. Орудия откопаны вместе с костями животных, зачищенными от мяса и кожи.

Характер следов орудий на нижних конечностях и челюстных костях лис, шакалов и диких кошек указывает на особый способ сдирания шкур одним куском, начиная с головы. По мнению авторов исследования, вероятнее всего, после выделки такая шкура использовалась для изготовления одежды. Проведенные более 10 лет назад геномные исследования платяных вшей показали, что этот вид насекомых эволюционировал от головных вшей по меньшей мере 83 000 лет назад, а возможно, и 170 000 лет назад. Это значит, что люди носили одежду задолго до основного исхода из Африки. Пещера контрабандистов находится на Атлантическом побережье, где, по словам Халлет, 120 000 лет назад был умеренный климат, а потому первая человеческая одежда могла не только защищать от непогоды, но и быть украшением.