Гигантские существа пересекли Атлантику 80 млн лет назад

Примерно 80 млн лет назад морские существа размером с человеческий рост с щупальцами и скрученными панцирями шириной до 1,8 м скользили по волнам Атлантического океана — такой вывод сделали ученые в своем новом исследовании.

Эти существа были крупнейшими в мире аммонитами из группы головоногих моллюсков, вымерших примерно 66 млн лет назад. Самая крупная из когда-либо обнаруженных окаменелостей аммонита принадлежит виду Parapuzosia seppenradensis ; ископаемое, которое было найдено в Германии в 1895 году, имеет гигантскую раковину размером 1,7 м в поперечнике.

Самая большая из когда-либо найденных окаменелостей аммонита имеет раковину диаметром 1,7 м. Она была найдена в Германии в 1895 году. Источник livescience.com

Хотя эта знаменитая окаменелость была обнаружена более века назад, после этого всего лишь несколько окаменелостей аммонитов аналогичного размера. Поэтому вопросы о том, как и когда P. seppenradensis эволюционировал до такого внушительного размера, так и не разрешились.

В новом исследовании, опубликованном  в журнале PLOS One , исследователи заполнили эволюционную историю массивных головоногих моллюсков, изучив 154 ископаемых аммонита, в том числе несколько исторических образцов и более 100 новых ископаемых, собранных в Англии и Мексике. Основываясь на этом анализе, они обнаружили, что P. seppenradensis возник по обе стороны Атлантического океана около 80 миллионов лет назад и, вероятно, произошел от более мелкого родственного вида под названием Parapuzosia leptophylla, который имел размер всего до 1 м в диаметре.

«У нас есть всемирно известная окаменелость здесь, в Германии, и теперь мы можем рассказать ее историю», — сказала Кристина Ифрим — исследователь Баварской коллекции естественной истории.

Чтобы собрать воедино историю знаменитого аммонита, который сейчас выставлен в Музее естественной истории в Мюнстере, команда отправилась на полевой участок в  северной Мексике. Там, в широком сухом русле реки, они исследовали слои мела, известняка, ила и глины и нашли 66 экземпляров Parapuzosia , включая гигантских P. seppenradensis и более мелких P. leptophylla . Окаменелости имели размеры от 0,1 до 1,48 м в ширину и представляли разные стадии цикла роста аммонита.

«Маленький образец не похож на уменьшенную версию этого гигантского аммонита, так как они меняются в процессе роста», — рассказала Ифрим Live Science.

Но эти отчетливые стадии роста раньше было трудно изучать из-за нехватки образцов. И теперь, имея больше окаменелостей, команда смогла увидеть, как P. seppenradensis и P. leptophylla проходили пятиэтапный цикл роста, при котором их раковины неуклонно росли, а морфология менялась. Как выяснилось, аммониты сравнимого диаметра также можно было найти за Атлантикой, и команда ученых их обнаружила. Так, в Великобритании были найдены десятки гигантских образцов аммонита у подножия белой меловой скалы в Сассексе и еще больше — у меловых скал в восточном Кенте.

«Должна быть связь между популяциями обеих сторон, потому что они демонстрируют одинаковую эволюцию, одинаковые сроки», — отметила Кристина Ифрим.

Окаменелость аммонита на полевом участке в Мексике, все еще частично покрытая отложениями.

Окаменелость аммонита, обнаруженная на полевом участке группы в Мексике. Источник livescience.com

И в Англии, и в Мексике команда обнаружила необычно высокую концентрацию взрослых раковин. Ученые предположили, что, возможно, эти области служили местами спаривания, где гигантские аммониты завершили свой репродуктивный цикл и вскоре умирали.

Однако два основных вопроса так и остались без ответа: почему аммониты стали такими большими и как они оказались по обе стороны Атлантики? У исследователей пока есть только предположения. По первому вопросу — возможно, аммонитам «пришлось» вырасти, так как главные хищники мелового периода — морские рептилии мозазавры — за это время увеличились в размерах. А мозазавры, вероятно, охотились на P. seppenradensis. И по второму  — считается, что аммониты довольно медленные пловцы, похожие на современных головоногих моллюсков наутилусов, но благодаря своим большим размерам,  возможно, преодолевали большие дистанции более эффективно. С другой стороны, аммониты могли пересекать океан на ранних стадиях своего роста, будучи еще мелкими, В этом случае их могло переносить океанское течение.

11.11.2021