Пещерные встречи. Кого считать предками современного человека?

Генеалогическое древо человечества перерисовали чуть более десяти лет назад. Сделал это сибирский ученый академик Анатолий Деревянко. С помощью коллег-археологов и генетиков, список которых возглавляет лауреат Нобелевской премии 2022 года Сванте Паабо. К предкам человека разумного добавился неизвестный ранее денисовец, заслуженное место в модели эволюции занял неандерталец, оказавшийся вовсе не тупиковой ветвью вышеупомянутого древа, а подвидов Homo sapiens насчиталось аж четыре: в Африке — Homo sapiens africaniensis, в Европе — Homo sapiens neanderthalensis, на востоке Азии — Homo sapiens orientalensis, на юге Сибири — Homo sapiens althaiensis.

«За последние 20 лет археологи, антропологи и генетики сделали много неожиданных открытий, позволивших по-иному взглянуть на происхождение человека современного вида», — отметил Анатолий Пантелеевич в докладе на симпозиуме «Новейшие открытия в палеолите Евразии», посвященном его 80-летнему юбилею.

Поздравить юбиляра и обсудить насущные вопросы изучения палеолита собрались археологи из 12 стран. Вообще-то принимать представителей Азиатской палеолитической ассоциации в 2023 году должна Южная Корея, но по случаю юбилея почетного президента ассоциации решили организовать мероприятие и в Новосибирском Академгородке.

В ходе работы симпозиума свыше 50 докладчиков обсуждали тонкости эволюции человека и его материальной культуры на обширной территории Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Монголии, Китая, Индии, Южной Кореи, европейской части России, Урала и Сибири. Анатолий Деревянко представил свою концепцию эволюции и расселения древнего человека.

Вся эволюционная история рода Homo происходит от Homo erectus, колыбелью которого стала Африка, полагает академик Анатолий Деревянко. Около 1,8 миллиона лет назад наш прямоходящий предок вышел из Африки и двинулся в Евразию. Так началось первое Великое расселение. Шло оно двумя путями — на север и на восток. Вторая глобальная волна миграции из Африки на Ближний Восток и затем в Европу случилась около 1,5 миллиона лет тому назад (Homo heidelbergensis). Около 600 тысяч лет назад выходцы из Африки достигли Европы, где впоследствии сформировались неандертальцы, на востоке Азии возник Homo sapiens orientalensis. Параллельно в Африке развивался отдельный подвид человека разумного.

Что касается человека денисовского, то, видимо, он пришел на Алтай с Запада. Предположение об общем предке — человеке прямоходящем — подкрепляется законами биологии: в дальнейшем все подвиды могли скрещиваться между собой и давать репродуктивное потомство. В геноме современных людей неафриканского происхождения найдены 1-2% генов неандертальцев, до 5-6% генов денисовцев (больше всего у населения Австралии и Океании). Такой генетический расклад, по мнению сибирских археологов, подтверждает полицентрическую концепцию формирования человека современного вида, предполагающую наличие нескольких географически удаленных очагов развития автохтонных популяций.

Ярким свидетельством в пользу мультирегиональной теории происхождения Homo sapiens sapiens стали многослойные археологические памятники палеолита, исследованные учеными Института археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН на Алтае. Об этом рассказал член-корреспондент РАН Михаил Шуньков. Первое присутствие на Алтае человека (позднего Homo erectus, дошедшего до 52-й широты 800 тысяч лет назад) зафиксировано в долине реки Ануй на открытой (!) многослойной стоянке Карама. Но наиболее детально изученным и хорошо датированным археологическим памятником считается, конечно, знаменитая Денисова пещера. Первыми ее обитателями стали денисовцы. Радиуглеродное датирование плейстоценовых отложений подтвердило, что поселились они там около 300 тысяч лет назад. А через 200 тысяч лет в пещеру пришли неандертальцы, они мирно сосуществовали с денисовцами, даже вступая в брачные отношения. В 11-м слое Денисовой пещеры нашли фрагмент кости 13-летней девочки, жившей более 90 тысяч лет назад, и с помощью секвенирования ДНК удалось установить, что отец ее — денисовец, а мать — неандерталка. По словам Михаила Шунькова, Денисова пещера — самая восточная точка на территории древней Ойкумены, где зафиксировано присутствие неандертальцев. А позже появились и свидетельства пребывания в пещере Homo sapiens sapiens, причем получить их удалось совершенно нетривиальным способом — секвенированием генетических материалов из… грунтовых пещерных отложений. Столь древних свидетельств пребывания человека разумного в этих широтах ранее не находили.

Денисовцы же достигли в развитии индустрии небывалых высот: в слоях пещеры, относящихся к верхнему палеолиту, обнаружены костяные иглы и богатая коллекция украшений, вплоть до колечек из скорлупы страусиных яиц, и фигурка представителя рода кошачьих. На итоговом круглом столе «Актуальные проблемы современного палеолитоведения» Анатолий Деревянко предположил, что тяга к искусству стимулируется… климатом. Известно, что в субтропиках растительные ресурсы могли обеспечить первобытного человека на 85%, а на Южном Алтае — всего процентов на 15, и то не круглый год. Поэтому основным способом добычи пищи становилась охота, требующая слаженных действий и сложных орудий и, соответственно, быстрого развития когнитивных способностей.

Археологи с удовольствием констатировали: находки по-прежнему порождают больше вопросов, чем ответов. Например, когда в Сибирь из Африки пришли люди современного типа? «Генетики подтверждают наличие нескольких волн Великого расселения, — отметил на круглом столе заведующий сектором палеогенетики Института цитологии и генетики СО РАН Александр Пилипенко. Так, в геномах современных обитателей континентальной Азии есть компоненты, которым более 40 тысяч лет, а на Андаманских островах и в некоторых популяциях Индии сохранились генетические линии возрастом более 70 тысяч лет. Не все ясно и с миграцией денисовцев: в современных геномах обнаружены следы их южной и северной ветвей. Южная линия денисовцев представлена в Австралии и Океании, северная — в континентальной Азии. Так что ареал их обитания мог быть весьма широк.

Есть у специалистов и расхождения: Анатолий Деревянко подчеркнул, что нет абсолютно никаких археологических свидетельств в пользу раннего заселения Австралии, на котором настаивают генетики. А вот обитатели Денисовой пещеры, согласно радиоуглеродному датированию артефактов, должны быть на 10-15 тысяч лет древнее, чем полагают генетики. Итог дискуссии подвел директор ИАЭТ СО РАН член-корреспондент РАН Андрей Кривошапкин: проблемы датировки, да и многие другие представители разных наук должны решать сообща. Ответы на многочисленные загадки смогут найти только междисциплинарные команды.

Ольга КОЛЕСОВА

На снимке: Академик Анатолий Деревянко с коллегами у входа в пещеру.

Фото ИАЭТ СО РАН

Нет комментариев