Палеонтологи впервые смогли увидеть мягкие ткани аммонита возрастом 165 миллионов лет

Команда исследователей из Великобритании с помощью 3D-изображений впервые увидела и проанализировала мышцы и органы исключительно хорошо сохранившегося ископаемого аммонита диаметром 5 см, найденного в 1998 году в Глостершире.

Аммониты, вымершие около 66 миллионов лет назад, являются одними из наиболее распространенных окаменелостей во всем мире, но почти все, что мы знаем о них до сих пор, основано на их твердых оболочках, поскольку они легче сохраняются, чем ткани. Окаменелости аммонитов с сохранившимися мышцами и органами встречаются крайне редко.

Раковина с подсветкой и видимыми органам. Фото: Чен и др.

Несмотря на то, что глостершский аммонит был обнаружен более 20 лет назад, ученые не хотели разрезать его на части, чтобы посмотреть, что находится внутри окаменелости. Такой подход мог бы уничтожить часть информации. Вместо этого палеонтологи терпеливо ждали, когда появятся технологии, позволяющие заглянуть внутрь изучаемого объекта, не причинив ему никакого ущерба. В 2021 году такая возможность у них появилась.

Объединив рентгеновские снимки высокого разрешения и высококонтрастную нейтронную визуализацию, ученые создали подробную компьютерную 3D-реконструкцию структуры, размера, ориентации мышц и органов и сделали вывод об их функциях.

Расположение и относительная сила мышц предполагают, что аммониты плавали, выталкивая воду из камер раковины. Этот тип плавания, называемый реактивным движением, используется многими животными, включая современных головоногих моллюсков. Полученные результаты визуализации дают представление о том, как жили аммониты, и доказывают, что колеоиды (подгруппа животных, включающая кальмаров, осьминогов и каракатиц) могут быть эволюционно ближе к аммонитам, чем считалось ранее.

Изображение также показало парные мышцы, отходящие от тела аммонита, которые, вероятно, использовались для втягивания животного глубоко в камеру для защиты. Это могло быть важным механизмом адаптации против хищников у аммонитов, которым не хватало защитных функций, таких как чернильный мешок, у современных осьминогов, кальмаров и каракатиц.

Ранее недоступные к изучению мышцы аммонита, обнаруженные в 3D из окаменелостей юрского периода

Полученные результаты демонстрируют, что сочетание различных методов визуализации может быть очень эффективным для исследования ископаемых мягких тканей, открывая новые возможности для изучения внутренней структуры хорошо сохранившихся образцов.

08.12.2021