Новое исследование: первые австралийцы ели гигантские яйца огромных нелетающих птиц

26.05.2022

Белки, извлеченные из фрагментов доисторической яичной скорлупы, найденной в австралийских песках, подтверждают: первые люди континента ели яйца двухметровой птицы, которая исчезла более 47 тыс. лет назад. Следы ожогов, обнаруженные несколько лет назад на остатках древней скорлупы, позволяют предположить, что первые австралийцы готовили и ели большие яйца давно вымершей птицы. Это привело к ожесточенным спорам ученых о том, кто эти яйца откладывал.

И вот теперь члены международной команды под руководством ученых из университетов Кембриджа и Турина поместили животное на эволюционное древо, сравнив последовательности белков из окаменелостей яичного порошка с последовательностями, закодированными в геномах живых видов птиц.

«Время, температура и химический состав окаменелости определяют, сколько информации мы можем собрать, — сказал старший соавтор профессор Мэтью Коллинз с кафедры археологии Кембриджского университета. — Яичная скорлупа состоит из минеральных кристаллов, которые могут прочно удерживать некоторые белки, сохраняя эти биологические данные в самых суровых условиях — потенциально на миллионы лет».

Согласно выводам, опубликованным в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, древние яйца произошли от Genyornis: огромного нелетающего «mihirung» — или «Громовой Птицы» — с крошечными крыльями и массивными ногами, которые бродили по доисторической Австралии, возможно, стаями.

Ископаемые записи показывают, что Genyornis имел более двух метров в высоту, весил от 220 до 240 кг и откладывал яйца размером с дыню весом около 1,5 кг. Он был частью австралийской «мегафауны», которая исчезла через несколько тысяч лет после прибытия людей. Это позволяет предположить, что люди сыграли свою роль в исчезновении.

Самая ранняя «надежная» дата прибытия людей в Австралию — около 65 тыс. лет назад. Все обгоревшие яичные скорлупы от ранее неподтвержденных видов датируются примерно 50-55 тыс. лет назад — незадолго до того, как считается, что Genyornis вымер — к тому времени люди распространились по большей части континента.

«В археологических записях нет никаких свидетельств убийств Genyornis. Однако фрагменты яичной скорлупы с уникальными следами ожогов, соответствующими деятельности человека, были обнаружены в разных местах по всему континенту, — отметил соавтор работы профессор Гиффорд Миллер из Университета Колорадо. — Это не означает, что первые люди охотились на этих огромных птиц. Но наши предки регулярно совершали набеги на гнезда и воровали гигантские яйца, чтобы употреблять их в пищу. Чрезмерное употребление яиц людьми вполне могла способствовать исчезновению Genyornis».

В то время как Genyornis всегда был претендентом на роль загадочной яйцекладки, некоторые ученые утверждали, что из-за формы и толщины панциря более вероятным кандидатом была Progura или «гигантский моллюск»: еще одна вымершая птица, намного меньшая, весом около 5-7 кг, напоминающая большую современную индейку.

Первоначальная цель ученых состояла в том, чтобы положить конец спорам, выделив древнюю ДНК из кусочков раковины, но генетический материал не выдержал  жаркого австралийского климата. Тогда Миллер обратился к исследователям из Кембриджа и Турина, чтобы изучить относительно новый метод выделения другого типа «биомолекулы»: белка.

Хотя наследственных данных не так много, ученые смогли сравнить последовательности древних белков с последовательностями живых видов, используя обширную новую базу данных биологического материала в проекте «10 000 геномов птиц» (B10K).

«Progura была связана с сегодняшними мегаподами — группой птиц из рода курообразных, в которую также входят  куры и индюки, — сообщил первый автор исследования профессор Беатрис Демарчи из Туринского университета. — Мы обнаружили, что птица, «ответственная» за загадочные яйца, появилась раньше линии галлиформ, что позволило нам исключить гипотезу о Progura. Это подтверждает вывод о том, что яйца, съеденные ранними австралийцами, были отложены Genyornis».

Яичная скорлупа возрастом 50 тыс. лет, проверенная для исследования, была получена из археологических раскопок Вуд-Пойнт в Южной Австралии, но подобные обожженные скорлупы можно найти в сотнях мест на далеком западном побережье Нингалу.

Исследователи отмечают, что первые австралийцы использовали яйца Genyornis так же, как  первые люди страусиные — они их ели. Скорлупа последних была обнаружена на археологических раскопках по всей Африке, и ее возраст составляет не менее 100 тыс. лет.

«Страусы и люди сосуществовали на протяжении всей доисторической эпохи. А вот Genyornis  не повезло — ранние австралийцы питались их яйцами, употребляя гораздо больше, чем могли выдержать репродуктивные  системы этих необычных птиц», — добавил профессор Коллинз.

Изображение: фрагмент иллюстрации, где Genyornis изгоняется из гнезда ящерицей Megalania в доисторической Австралии, предоставлена ​​художником Петром Труслером. Источник: eurekalert.org