Nature: у птерозавров действительно были перья. Они состояли из стержня и зазубрин

21.04.2022

На протяжении большей части истории палеонтологи думали, что все динозавры были покрыты чешуей, как современные ящерицы. Так было до тех пор, пока в последние десятилетия не было обнаружено, что многие из этих вымерших животных были покрыты перьями — так же, как их более поздние потомки птицы.

Что касается птерозавров — летающих рептилий, царивших в небе, когда по нашей планете бродили динозавры, — вопрос так и не был решен. Они были лысыми? У них тоже были перья? Скудные доказательства в летописи окаменелостей никогда не были окончательными.

И вот теперь расставлены все точки над «i». Обнаруженная недавно окаменелость Tupandactylus imperator, сохранившаяся на плитах древнего известняка на северо-востоке Бразилии, свидетельствует о существовании перьев у птерозавра, жившего  около 113 миллионов лет назад.

«Мы совсем не ожидали увидеть такое, — говорит палеонтолог Од Чинкотта из Университетского колледжа Корка в Ирландии. — В течение десятилетий палеонтологи спорили о том, были ли у птерозавров перья. Перья в нашем образце навсегда закрывают этот спор, поскольку они очень четко разветвлены по всей длине, как у современных птиц».

До сих пор исследователи более или менее соглашались с тем , что птерозавры были покрыты внешним слоем нитевидных структур, называемых пикноволокнами , которые, возможно, напоминали перья. Хотя ученым еще предстоит выяснить, было это то же самое что перья, или нет.

Новый бразильский образец, по-видимому, проясняет это, показывая не только похожие на усы нити, отходящие от черепного гребня древнего существа, но также и разветвленные, отчетливо похожие на перья структуры, о которых ранее не было известно. От этих структур отходили короткие волокна.

«Этот способ ветвления напрямую сравним с  перьях стадии IIIA у современных птиц —  то есть с зазубринами, отходящими от центрального стержня, — пишут исследователи в статье, описывающей открытие. — Это убедительное доказательство того, что ископаемые разветвленные структуры представляют собой перья, состоящие из стержня и зазубрин».

Согласно анализу исследователей, наиболее вероятно, что перья были унаследованы от предка, общего как для динозавров, так и для птерозавров, хотя также возможно, что эти черты развивались независимо у разных групп или видов животных.

Изучая окаменелость с помощью электронной микроскопии высокого разрешения, исследователи обнаружили в мягких тканях животного многочисленные микротела длиной примерно 0,5–1 мкм, интерпретированные как меланосомы — органеллы, содержащие меланиновые пигменты. Они отвечают за различные цвета в тканях животного.

Меланосомы имели различную форму (между мононитями, разветвленными перьями и другими тканями черепа), что позволяет предположить, что оперение птерозавра могло иметь различные цвета.

«У современных птиц и млекопитающих многие доминирующие цвета перьев и волос обусловлены ограниченным набором химически различных форм меланина», — объясняет палеонтолог Майкл Бентон из Бристольского университета, автор редакционного комментария к исследованию.

Хотя невозможно точно знать, как T. imperator извлекал выгоду из разноцветных перьев более 100 миллионов лет назад, Бентон говорит, что разные цвета на выдающемся черепном гребне птерозавра могли способствовать процессам передачи сигналов между особями.

«Возможно, они использовались в ритуалах перед спариванием, точно так же, как некоторые птицы используют красочные веера на хвосте, крылья и гребни на голове для привлечения самок, — пишет Бентон . — Современные птицы известны разнообразием и сложностью своих красочных проявлений, а также ролью этих аспектов полового отбора в эволюции птиц, и то же самое может быть верно для широкого круга вымерших животных, включая динозавров и птерозавров».

О результатах работы ученые сообщили в Nature .