193 млн лет назад динозаврам уже было присуще сложное социальное поведение

Ученым было известно, что в позднем юрском и меловом периодах крупные травоядные динозавры, жившие в то время, проявляли социальное поведение — жили стадами и имели места для гнездования. Однако споры вызывали сроки, когда стадное поведение появилось у этих позвоночных. В новом исследовании ученые   выявили, что объединяться в крупные группы животные начали как минимум 193 млн лет назад — на 40 млн раньше, чем считалось ранее.
Палеонтологи с 2013 года изучали останки в формации Лагуна Колорада — месте в южной Патагонии, где был обнаружен богатый ископаемый пласт. При раскопках там было найдено более 100 окаменелых яиц динозавров, размерами с куриные, а также фрагменты скелетов 80 молодых и взрослых динозавров. Во время рентгеновской визуализации ученые изучили содержимое яиц, не нарушая целостность скорлупы, и выяснили, что в них эмбрионы Mussaurus patagonicus — травоядных динозавров, живших в начале юрского периода.

Ученые используют высокоэнергетические рентгеновские лучи ESRF, чтобы проникнуть в яйца, не разрушая их, и получить
полное представление об обнаруженных там эмбрионах Mussaurus Patagonicus. Источник: phys.org

Но самое удивительно открытие, сделанное в ходе этого исследования — то, что скелеты молодых ящеров были сгруппированы в одном месте, детеныши  и яйца — в другом. Окаменелости костей взрослых динозавров ученые находили на всей площади раскопок. Подобная «возрастная сегрегация», по мнению специалистов, свидетельствует о сложной стадной социальной структуре древних пресмыкающихся.
«Динозавры, вероятно, работали как сообщество, откладывая яйца в общем месте гнездования. Молодые особи собирались в «школах», в то время как взрослые бродили и добывали пищу для стада», — сообщает phys.org.
Статья опубликована в журнале Scientific Reports.