Говорящий клык. Зуб неандертальского ребенка найден в Италии

Молочный зуб, обнаруженный в пещере на холмах Беричи в регионе Венето, может принадлежать одному из последних неандертальцев на территории Италии, считают авторы открытия, представленного в Journal of Human Evolution.

Это клык ребенка от 11 до 12 лет, жившего около 48 000 лет назад. Описываемый зуб — самая поздняя неандертальская находка в Северной Италии. Его исследование провела группа ученых разных специальностей из Университетов Болоньи и Феррары под руководством Маттео Романдини из Болонского университета.

Генетический анализ показал, что обладатель зуба, найденного в Венето, с материнской стороны был родственен неандертальцам, жившим на территории Бельгии. Таким образом, это место близ Венеции — ключевое для изучения постепенного вымирания европейских неандертальцев, считают ученые. Как вид неандертальцы прекратили свое существование в Евразии около 40 000 лет назад.

«Этот маленький зуб чрезвычайно важен, — говорит координатор исследования профессор Болонского университета Стефано Бенацци. — И он становится еще более значимым, если учесть, что в то время, когда у ребенка, жившего на территории Венето, выпал зуб, сообщества Homo sapiens уже присутствовали в тысяче километров от этого места, на территории Болгарии»,

— отмечает Бенацци.

Исследование найденного зуба — молочного верхнего клыка, датируемого периодом от 48 000 до 45 000 лет назад, — продолжается. Предварительные результаты указывают на место его находки как на долговременную стоянку неандертальцев. Здесь есть следы их занятий охотой и разделкой крупной добычи.

«Производство орудий, многие из которых кремневые, говорит о высокой приспособляемости неандертальцев и их систематическом и специализированном использовании доступного сырья»,

— отмечает один из авторов публикации, Марко Перезанти из Университета Феррары .