Галерея древних. В Амазонии обнаружены десятки тысяч наскальных рисунков

Открытие группы колумбийских и британских исследователей журналисты назвали «Сикстинской капеллой древних». Галерея наскальной живописи представлена на 13 километрах каменной поверхности вдоль реки Гуаяберо в Колумбийской Амазонии.

Рисунки, изображающие людей и животных, сделаны не позже 12 600 лет назад. На них крупные млекопитающие, птицы, рыбы, ящерицы, отпечатки человеческих ладоней и фигурки танцующих людей. Но кроме этого древние художники попытались запечатлеть взаимоотношения между людьми и вымершими видами гигантских млекопитающих ледникового периода, например, мастодонтами. Археологи под руководством Хосе Ириарте (Jose Iriarte) из Эксетерского университета (Exeter University) в Великобритании вели раскопки в районе реки Гуаяберо в 2017-2018 годах. Результаты этой работы опубликованы в международном журнале, который посвящен исследованиям четвертичного периода (Quaternary International).

Как пишут авторы, «глубокие раскопки вблизи каменных укрытий обнаружили одни из наиболее ранних свидетельств присутствия человека в Колумбийской Амазонии, дающие представление о рационе людей в то время, а также об орудиях, которыми они пользовались, обрабатывая куски охры, источник пигмента для рисования». На рисунках есть вполне реалистичные олени, тапиры, аллигаторы, летучие мыши, обезьяны, черепахи, змеи и дикобразы, а также схематичные отображения существ, напоминающих гигантских ленивцев, верблюдов, лошадей и трехпалых копытных с хоботами.

«Все эти местные животные уже вымерли, возможно, в результате климатических изменений, утраты среды обитания и охоты на них человеком», — отмечают исследователи.

По их мнению, жившие здесь 12 с лишним тысяч лет назад люди были охотниками-собирателями, ловившими  рыбу в ближайшей реке. Остатки костей и растений, найденные во время раскопок, свидетельствуют о том, что в рацион этих людей входили плоды пальм и фруктовых деревьев, рыба-пиранья, крокодилы, змеи, лягушки, грызуны, такие как травоядные пака и капибары, а также млекопитающие броненосцы.

«В то время, когда были нарисованы эти животные, температура в Колумбийской Амазонии начала повышаться, что вызвало трансформацию ландшафта от мозаичного с кусками саванн, зарослей колючего кустарника, галерейных лесов, расположенных узкими полосами вдоль рек, и тропическими лесами с элементами горной местности в широколиственные тропические леса сегодняшней Амазонии», — пишут авторы.