Древнее существо «колючий морщинистый мешок» не является предком человека

18.08.2022

Ученые обнаружили, что «морщинистое» существо без ануса, которое считалось древним предком человека, на самом деле таковым не является. Исследователи Бристольского университета описали микроскопическое существо как «колючий морщинистый мешок» и назвали его Saccorhytus (в переводе с латыни и древнегреческого это означает «морщинистый мешок»).

У существа большое ротовое отверстие, которое окружено шипами и отверстиями. Изначально исследователи считали их порами для жабр — это  особенность животных древней ветви жизни, которая включает позвоночных, к которым относится и  человек.

Однако дополнительный анализ окаменелостей возрастом 500 миллионов лет, которые были найдены в Китае, показал: отверстия — это не поры, а основания других шипов, которые отломились в процессе окаменения.

Генеалогическое древо загадочного существа размером около миллиметра  подробно описано в статье, опубликованной в журнале Nature.

Чтобы изучить его происхождение, исследователи сделали сотни снимков, используя сканирующую электронную микроскопию и рентгеновские лучи, генерируемые ускорителем частиц. Потом изображения проанализировал мощный компьютер, и ученые смогли создать подробную цифровую 3D-модель.

Сканирующее электронно-микроскопическое изображение саккоритуса из швейцарского источника света в Швейцарии. Фото: Шухай Сяо
Изображение: сканирующее электронно-микроскопическое изображение Saccorhytus. Фото: Шухай Сяо

Цифровые модели показали, что на месте пор, обрамляющих рот существа, были шипы — возможно, с их помощью Saccorhytus ловил добычу.

Одна из самых загадочных особенностей существа —  отсутствие ануса. Как древнее животное выводило отходы пищеварения, остается неизвестным. Возможно, через рот, но это маловероятно, считают ученые.

Вывод исследователей такой: существо относится к  экдизозойной части животного царства, что делает его предком беспозвоночных . К тому времени у предков экдизозоа развился анус, а это означает, что Saccorhytus по какой-то причине от него избавился.

Фото: sciencealert.com