Был мальчик. Алтайская амазонка сменила пол и обрела лицо

Иногда археологические находки далеко не сразу открывают свои тайны. Поистине детективная история случилась с всадниками Укока, найденными 30 лет назад. Стоит упомянуть, что пазырыкскую культуру, представителями которой они являются, ученые исследуют более 150 лет, но из всего, что к ней относится, журналистам наиболее известна замерзшая мумия «алтайской принцессы». За открытие и изучение уникальных комплексов скифского времени (VI-III века до н. э.) 15 лет назад получили Государственную премию новосибирские археологи — доктор исторических наук (ныне — член-корреспондент РАН) Наталья Полосьмак и академик Вячеслав Молодин.

«Пазырыкская культура — единственная древняя культура на территории России, в погребениях которой сохранились мумифицированные тела шести человек, мужчин и женщин, — подчеркивают Полосьмак и ее коллеги в статье в журнале «Наука из первых рук». — «Замерзшие» (заполненные льдом) могилы — редчайшее явление в археологии. Они появились благодаря уникальному сочетанию природных условий и культурных традиций пазырыкцев. Толща льда сохранила забальзамированные тела людей и предметы из органических материалов (дерева, кожи, ткани и т. п.)».

Первое же нетронутое грабителями погребение, найденное на плато Укок в 1990 году, положило начало красивой легенде об алтайских амазонках. В одном из курганов могильника Ак-Алаха-1, в большом склепе, заполненном льдом, сотрудники Института археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН обнаружили останки двух тел, лежащих в лиственничных колодах с деревянными «подушками» под головами. Судя по богатому набору вооружения, это были воины. Скелеты девяти коней указывали на высокий социальный статус погребенных. Вопреки традициям тела не были мумифицированы, но после тщательного исследования один из погребенных был признан зрелым мужчиной, а второй — юной девушкой. Хотя ученых удивила необычная для девушки массивность некоторых костей, но все же меньший размер оружия, косичка на голове, миниатюрное зеркало, а также найденные рядом раковины каури — символы женской плодовитости — указывали, что это — останки женщины. Археологи предположили, что пазырыкские девушки из «высшего общества» подобно сарматским женщинам-воительницам могли до замужества посвящать себя воинскому искусству. Увы, через четверть века от легенды пришлось отказаться.

Молекулярно-генетический анализ, который к тому времени научились делать, заставил амазонку «поменять пол» — она оказалась юношей 16-18 лет. Дальнейшие палеогенетические исследования показали, что пазырыкцы, погребенные в первом кургане могильника Ак-Алаха-1, не были отцом и сыном, а состояли в более отдаленном родстве: возможно, дядя и племянник. Благодаря этому погребальному комплексу были реконструированы мужской пазырыкский костюм и воинская экипировка. Сохранились части костюма, включая штаны из шерстяной ткани, войлочные головные уборы, фрагменты обуви, многочисленные украшения из дерева в виде фигурок животных, обернутых золотой фольгой. А совсем недавно антропологам удалось воссоздать и лица всадников, похороненных на плато Укок более двух тысячелетий назад. Помог метод антропологической реконструкции, разработанный известным российским ученым и скульптором Михаилом Герасимовым. Антропологи восстанавливают черты лица по особенностям черепа с учетом соотношения толщины мягких тканей. Воссоздавал облик всадников (на снимке) один из авторов вышеупомянутой статьи — старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Дмитрий Поздняков. «Дядя и племянник», к слову, выглядят совершенно по-европейски. Но можно ли их назвать типичными представителями пазырыкского общества? Здесь вновь возникают вопросы.

«Еще почти ничего не зная об этой культуре, археологи лишь по внешнему виду мумий сразу поняли, что среди представителей знати, похороненных в курганах в урочище Пазырык в Восточном Алтае, были люди разного антропологического типа. Сергей Руденко, один из первых исследователей пазырыкских погребальных комплексов, обратил внимание, что сохранившиеся мумифицированные головы мужчин и женщин из Второго и Пятого Пазырыкских курганов различаются между собой по расовым признакам: есть и монголоиды, и европеоиды», — отмечают в статье Полосьмак, Чикишева и Кузнецов.

Стоит отметить, что среди художественных памятников пазырыкской культуры не так много изображений людей. Один из самых известных и ярких пазырыкских артефактов — огромный войлочный ковер из Пятого Пазырыкского кургана. На нем изображены богиня, стоящий перед ней всадник и мифический человеко-зверь, борющийся с птицей. Все персонажи имеют ярко выраженные южно-европеоидные лица, в первую очередь всадник с пышной черной шевелюрой, массивным орлиным носом и лихо закрученными усами, навевающий воспоминания об ассирийцах. Однако на бляхах-подвесках, украшающих узду коня из другого кургана, уже запечатлены безусые монголоидные лица центральноазиатского типа. По мнению археологов, наличие европеоидного типа объясняется просто: племена Южного Алтая издавна были связаны с кочевым и полуоседлым населением Передней и Средней Азии, скотоводами и земледельцами. Европейцы начали проникать на Алтай уже в эпоху бронзы, что подтверждают не только данные палеогенетики, но и традиция мумифицировать тела умерших, характерная, скорее, для городского, чем для кочевого населения.

«Чистые» монголоиды, наиболее близкие к забайкальским хунну, встречались среди пазырыкцев редко. На сегодня найдены всего три представителя этого типа — двое мужчин и женщина. Интересно, что они относились к разным слоям пазырыкского общества, вплоть до высшего. Остаются загадкой причины появления людей с монголоидными чертами на Алтае и их «растворения» в местной культуре. Возможно, именно поэтому в алтайских курганах находят китайские вещи, например, шелк и зеркала, а в пазырыкском искусстве — отзвуки китайских традиций.

» Мы не можем сказать, как выглядел типичный представитель пазырыкской культуры в отличие, к примеру, от скифа, — заключают исследователи. — Ясно одно: расовые признаки не играли никакой роли в этой популяции — в «царских» курганах похоронены как европеоиды, так и монголоиды».

Но толерантность сыграла с людьми железного века злую шутку. В формировании пазырыкской культуры участвовали выходцы с территорий, удаленных от Горного Алтая, с иной природно-климатической средой, что негативно отразилось на состоянии здоровья и продолжительности жизни всадников Укока: пазырыкцы жили в среднем 30-40 лет и страдали различными болезнями. Весь этот комплекс коллективных хронических заболеваний и патологий стал ценой адаптации наших пришлых предков к непростым условиям алтайского высокогорья.

Ольга КОЛЕСОВА

Иллюстрация: scfh.ru

Нет комментариев