Останки гигантской белки-летяги найдены на Дальнем Востоке

29.06.2020

Сихотэ-Алинские горы в период позднего плейстоцена могли быть центром видообразования, эту теорию подтверждают останки гигантской белки-летяги, которые ученые УрФУ  нашли на Дальнем Востоке.

Палеонтологи под руководством ведущего научного сотрудника ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН Михаила Тиунова нашли в пещерах Дальнего Востока необычные зубы гигантской белки-летяги (размах лап при планировании мог достигать полутора метров). В результате радиоуглеродного и морфологического анализов они выявили, что находки относятся к позднеплейстоценовому периоду (30–50 тыс. лет назад). Это новый (найден впервые) для территории России вид гигантских летяг Petaurista tetyukhensis и самая северная находка белок этого вида. Методология исследования, фотографии находок и результаты анализов представлены в журнале Palaeoworld.

«Гигантские белки-летяги семейства Sciuridae в настоящее время распространены на территории Пакистана, Непала, Восточной Азии, Северного Индокитая и Юго-Восточной Азии. Ближайшее местонахождение современного представителя этого рода — остров Хонсю. Ископаемые Petaurista впервые появились в раннем плейстоцене в районах Чунцина и Аньхоя на юге Китая. Самая северная находка Petaurista из теплого периода среднего плейстоцена сделана в пещере Чжоукоудянь в Северном Китае. Для позднего плейстоцена основные находки этого рода были в Японии и в Китае», — поясняет старший научный сотрудник лабораторий естественнонаучных методов в гуманитарных исследованиях УрФУ и палеоэкологии Института экологии растений и животных УрО РАН Дмитрий Гимранов.

По мнению ученых, белки-летяги могли мигрировать и скрываться небольшими популяциями в лесных убежищах российского Дальнего Востока из-за глобального изменения климата. Высокое разнообразие среды обитания в регионе стало основной причиной, повлиявшей на видообразование гигантских белок-летяг в Юго-Восточной Азии.

«Согласно исследованиям Кавамура, в теплые периоды среднего плейстоцена гигантские белки-летяги продвигались далеко на север. Вероятно, одна из популяций сохранилась в межгорных бассейнах тихоокеанского побережья до позднего плейстоцена. Тогда таежные леса были доминирующим типом растительности, который обеспечивал среду обитания для гигантских летяг, — рассказывает Дмитрий Гимранов. — В то же время в позднем плейстоцене это была самая северная популяция гигантских летяг, и условия их обитания, вероятно, были близки к среде обитания современной китайской гигантской летяги. Этот вид занимает еловые леса на высоте около трех тысяч метров над уровнем моря в западном Китае. Питается в основном молодыми побегами и листьями, а также кедровыми орехами».

Вместе с тем, несмотря на большой объем исследований позднеплейстоценовой фауны северо-восточного Китая, ученые до сих пор не зарегистрировали там ни одной Petaurista tetyukhensis. Поэтому ученые полагают, что сихотэ-алинская территория не только позволила выжить некоторым видам млекопитающих, которые к тому времени вымерли на других территориях, но и стала местом их видообразования.

Палеонтологические раскопки в Тетюхинской и Сухой пещерах ученые проводили с 2012 по 2016 годы. За это время они нашли фрагмент верхней челюсти с двумя зубами и пять изолированных зубов. Сейчас материалы хранятся в коллекции окаменелостей Федерального научного центра восточноазиатского наземного биоразнообразия Дальневосточного отделения РАН.

Рис. 3 . Верхние и нижние щечные зубы Petaurista тетюхенсисп. зр. (A, B) RPRV-TetC-02, левый DP4; (A) окклюзионный вид; (Б) языковой вид. (C, D) RPRV-SukC-01, слева P4; (C) окклюзионный вид; (D) переднечкальный вид. (E, F) RPRV-SukC-02, слева M3; (E) окклюзионный вид; (F) вид спереди. (G) RPRV – TetC – 03, левый м2, окклюзионный вид. (H, I) RPRV-SukC-03, справа м3; (H) окклюзионный вид; (Я) языковой взгляд. Сокращения: al, anteroloph; альд, антеролофид; el, endoloph; конец, энтоконид; хфд, гипофлексид; хи, лицемер; гид, гипоконид; полевой, гиполофидный; lf — язычная гибкость; мл, метаконул; мсс, мезостиль; метакона; мтл, металлоф; па, паракон; подушка, параконид; паф, парафлекс; па, парастиль; пбф, постобуккальный изгиб; pcl — задняя поперечная лофа; pdf, заднеязычный диагональный изгиб; pf, postfossette; pl, protoconule; pof, postflexus; pol, posteroloph; pold, posterolophid; пр, протокон; прд, протоконид; прл, протолоф; r1, безымянный хребет. Масштабная линейка = 1 мм (источник изображений www.sciencedirect.com).

Пресс-служба Уральского федерального университета