Останки беременной близнецами женщины найдены в урне бронзового века

Останки знатной женщины (слева) и зародышей-близнецов (справа) были кремированы, но некоторые из их костей (вверху) не были полностью сожжены.

Женщина, вынашивавшая близнецов на территории нынешней Венгрии, возможно, умерла либо непосредственно перед родами, либо во время родов. Она  была кремирована и похоронена в урне с роскошными погребальными принадлежностями: бронзовым кольцом на шее, золотым кольцом для волос и костяными булавками или иглами, указывающими на то, что женщина имела знатное происхождение. Более того, химический анализ зубов и костей женщины показал, что она не была местной, но приехала издалека, вероятно, чтобы вступить в брак с представителем нового сообщества.

«Хотя внешний вид урны не так сильно отличается от всех остальных, предметы роскоши указывают на то, что женщина стояла на вершине сообщества или была частью формирующейся элиты», — сказал ведущий исследователь исследования Клаудио Каваццути, младший доцент кафедры истории и культур Болонского университета в Италии.

Бронзовое кольцо для шеи (1), золотое кольцо для волос (2) и костяные булавки/иглы (3)

Археологи обнаружили останки женщины и близнецов на кладбище, датируемом венгерским бронзовым веком (с 2150 по 1500 год до н. э.), которое они обнаружили во время  раскопок перед строительством крупного супермаркета на берегу реки Дунай, всего в нескольких милях к югу от Будапешта. С учетом того, что на сегодняшний день раскопано 525 захоронений, «кладбище является одним из крупнейших, известных в современной Венгрии за этот период», — сказал Каваццути. Вероятно, в этом районе есть еще несколько тысяч могил бронзового века, которые еще предстоит раскопать.

Эти захоронения относятся к культуре Ватья, которая процветала в венгерском раннем и среднем бронзовом веках, примерно с 2200 по 1450 год до н. э. У народа ватья была сложная культура, с поселениями, поддерживающими сельское хозяйство и животноводство, экономикой, инвестированной в местную и междугороднюю торговлю (что объясняет, как ватья приобрел бронзу, золото и янтарь из разных частей Центральной, Восточной и Северной Европы), и укреплениями, которые контролировали части реки Дунай.
Кладбище, которое по сути является «полем урн», потому что умерших ватья хоронили в урнах.

Чтобы узнать больше о тех, кто похоронен на кладбище, Каваццути и его коллеги провели углубленный анализ 29 захоронений (26 урн были кремированы и три были похоронены). Трое похороненных были взрослыми людьми неопределенного пола. Из кремированных лиц 20 были взрослыми (11 женщин, семь мужчин, двое неизвестных), двое были детьми в возрасте от 5 до 10 лет и четверо в возрасте от 2 до 5 лет. Но самыми младшими из умерших были близнецы, которым, вероятно, было от 28 до 32 недель беременности. Согласно анализу скелета, исследователи обнаружили, что самой женщине было от 25 до 35 лет, когда она умерла.

Дальнейший осмотр костей показал, что беременная была кремирована на большом костре, который, вероятно, горел в течение нескольких часов. Но когда огонь погас, «пепел был собран более тщательно, чем обычно (вес костей на 50% выше среднего [по сравнению с другими кремированными захоронениями]) и помещен в интересную раннюю урну Ватья», — отметили исследователи в своей работе.

Чтобы определить, откуда пришла эта женщина, исследовательская группа провела химический анализ, который включал изучение различных версий, или изотопов, или стронция в зубах и костях умершего. В разных регионах наблюдается разное соотношение изотопов стронция, которые люди поглощают в воде и еде, которую они потребляют. Эти изотопы стронция затем попадают в кости и зубы людей, что позволяет исследователям измерять и сравнивать их с изотопами стронция, обнаруженными в окружающей среде. По мнению ученых, женщина переехала в регион в возрасте от 8 до 13 лет. Кроме того, анализ ее погребальных принадлежностей показал, что бронзовое кольцо на шее и золотое кольцо были «предметами принадлежности к знати», похожими на ценные предметы, найденные в других захоронениях и кладах в Центральной Европе, сказал он.

«Не исключено, что шейное кольцо и булавк должны были символизировать связь с ее родной землей, в то время как золотое кольцо для волос (свадебный подарок?) воплотила новую местную идентичность, которую она приобрела, присоединившись к [новому] сообществу на самом высоком уровне», — отметили исследователи.

Предыдущие исследования уже показали, что женщины в Европе — особенно женщины с высоким статусом — выходили замуж за пределами своих местных общин, по крайней мере, с позднего неолита или медного века (около 3200 г. до н. э. 2300 г. до н. э.). В бронзовом веке общества по всей Европе были в основном патрилокальными, что означало, что мужчины оставались в своих родных городах, в то время как некоторые женщины приезжали из разных общин, чтобы выйти за них замуж. Возможно, эти браки имели решающее значение для формирующейся элиты «для создания или укрепления политических сил и военных союзов, а также для обеспечения маршрутов [и] экономического партнерства».

29.07.2021