Опустевшая пустынь. Радиоуглеродный анализ прояснил историю древней крепости

20.06.2020

Исследователи из МГУ им. М.В.Ломоносова, Института географии РАН и Института этнологии и антропологии РАН в составе международного коллектива выяснили точную дату основания крепости Пор-Бажин. С помощью новой модификации радиоуглеродного анализа ученые установили, что строительство крепости началось летом 777 года. А назначение ее было не фортификационное, как считалось ранее, а культовое — это был манихейский монастырь.

Пор-Бажин — развалины древней глинобитной крепости на острове в озере Тере-Холь в одном из самых труднодоступных районов Республики Тыва. Впервые их исследовал в 1891 году русский ученый, географ и этнограф Дмитрий Клеменц.

Споры о происхождении и назначении этого сооружения велись многие годы. Археолог Севьян Вайнштейн, проведший здесь первые раскопки на рубеже 1950-1960-х годов, доказал, что крепость была построена в период 3-го Уйгурского каганата в VIII веке.

Однако точной датировки памятника по данным раскопок установить не удалось. По косвенным данным Вайнштейн предложил дату — 750 год — которая и принималась последующими авторами.
Широкомасштабные раскопки, проведенные в 2007-2008 годах по инициативе тогдашнего главы МЧС, уроженца Тывы Сергея Шойгу, выявили интересный факт: крепость после постройки совсем не использовалась. По этой причине культурный слой внутри нее оказался очень бедным. Надежды на уточнение даты и целей постройки крепости археологическими методами не оправдались.
На помощь пришли естественно-научные методы. Радиоуглеродный анализ позволил ученым установить точное время начала строительства — лето 777 года.

Для радиоуглеродного анализа исследователи взяли спилы трех стволов лиственницы, которые были замурованы в основании глинобитных стен Пор-Бажина.
— Стволы лиственницы, видимо, использовали для разметки территории под строительство. Крепость находится в зоне вечной мерзлоты, поэтому они прекрасно сохранились. Радиоуглеродный анализ спилов стволов помог определить возраст омертвевшего органического вещества. Точность единичных дат обычно — 50-100 лет, что для средневековой археологии слишком грубо. Но если продатировать последовательные группы древесных колец, то путем статистической обработки можно получить время гибели дерева с точностью до десятилетия, — рассказал заместитель директора Института географии РАН, профессор географического факультета МГУ Андрей Панин.

В геоархеологической экспедиции 2007-2008 годов в Республике Тыва, которой руководила кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИЭА РАН Ирина Аржанцева, приняли участие сотрудники и студенты географического факультета МГУ. Уже в 2009 году исследователи показали, что крепость была построена не в 750 году, как считалось ранее, а на 20-30 лет позже, то есть в 770-х. Это было время уже другого правителя, по инициативе которого государство прошло через болезненную религиозную реформу — принятие манихейства. Таким образом, представления об историческом контексте строительства крепости в корне изменились.

— В 779 году случился антиманихейский переворот, в ходе которого правитель был убит. По комплексу данных было высказано предположение, что назначение Пор-Бажина было не оборонительным, как считалось ранее, а культовым: это был манихейский монастырь. Если монастырь был построен накануне переворота, то прежние правители им просто не успели воспользоваться, а новым он был уже не нужен. Так объясняется главная загадка Пор-Бажина — отсутствие следов его использования, — объяснил А.Панин.
Возможность доказать эту гипотезу появилась в 2012 г. Чтобы убедиться, что Пор-Бажин построен накануне 779-го, требовалось датировать сооружение с точностью до года. В 2012 году в журнале Nature вышла статья японских исследователей, которые датировали единичные годичные кольца 1800-летнего кедра и обнаружили всплеск содержания радиоуглерода в атмосфере в 775 году. Он был связан с аномальной вспышкой на Солнце в этот год. Данное явление стали называть «событием Мияке» (по имени первого автора статьи в Nature).

Идея использовать событие Мияке для точного датирования Пор-Бажина возникла сразу, но ни одной лаборатории, выполняющей радиоуглеродное датирование методом ускорительной масс-спектрометрии, в России на тот момент не было. Обратиться в зарубежные лаборатории не позволяли размеры научных грантов.

Спустя несколько лет, в 2018 году, российские ученые рассказали о своей идее коллегам из Гронингенского университета (Нидерланды). Там находится одна из главных мировых лабораторий радиоуглеродного анализа. И как раз в 2018 году начался большой европейский проект по использованию астрофизических событий в целях геохронологии.

— Мы отправили в Гронинген три спила лиственницы из стен Пор-Бажина. Для изучения был выбран один из них — с достоверно сохранившейся корой — и в нем, в третьем кольце от коры, было обнаружено то самое событие Мияке! А изучение самого молодого кольца на клеточном уровне позволило дендрохронологам из Гронингена определить, что дерево было сруб­лено летом. Так был установлен не только год, но и сезон начала строительства — лето 777-го. Длилось оно, по данным археологов, два-три летних сезона. Ну, а в 779 году случился тот самый переворот. Это исследование — наверное, первый в мире пример использования радиоуглеродной диагностики астрофизических событий Средневековья для точного датирования археологических памятников, — рассказал А.Панин.

В последние годы исследователи из Японии, США и Китая обнаружили еще три скачка атмосферной концентрации радиоактивного углерода: в 994 году нашей эры, в 660-м и 3372-3371 годах до нашей эры. Поэтому можно не сомневаться, что предложенный метод будет все шире применяться как в археологии, так и в других науках, изучающих историю общества и природной среды.
Статья «Радиоуглеродный анализ позволил датировать с точностью до сезона год строительства крепости Пор-Бажин» опубликована 8 июня в журнале PNAS.

Надежда Пупышева