На текстиле из домонгольского погребения под Муромом раскрыт фрагмент редкой вышивки

Специалисты Института археологии РАН изучили фрагмент текстиля, найденный при раскопках некрополя возле средневекового селища Чаадаево (Владимирская область). На золототканой ленте золотными и разноцветными шелковыми нитями вышит деисусный чин: в центре композиции находится изображение благословляющего Христа, по бокам от него расположены фигуры Богородицы и Иоанна Предтечи. Искусно выполненная вышивка представляет собой высокий образец декоративно-прикладного искусства домонгольского периода. Единственный аналог подобной вышитой композиции, выполненной с таким же уровнем мастерства – это трехфигурный деисус на поручах преподобного Варлаама Хутынского, которые датируются XII веком и в настоящее время находятся в Новгородском государственном музее-заповеднике.

 «Вышивка была найдена в женском погребении недалеко от черепа. Возможно, она была частью головного убора, например, очелья. Судя по археологическим находкам, традиция изображения святых на головных уборах существовала в домонгольской Руси. На ранних этапах христианства религиозные сюжеты вполне могли присутствовать в обиходе и, вероятно, демонстрировали принадлежность к православию. Несомненно, что богатое золотное шитье свидетельствует о высоком благосостоянии погребенных», – сказала руководитель Волжской экспедиции ИА РАН Ольга Зеленцова.

Могильник за границей селища Чаадаево 5

Селище Чаадаево 5 было обнаружено в 2020 году в ходе историко-культурной экспертизы перед строительством автотрассы М12 Москва – Нижний Новгород – Казань. В ходе широкомасштабных раскопок 2021–2022 годов оно было полностью исследовано, получены данные о его планировочной структуре и собрана значительная коллекция находок, которая свидетельствовала, что здесь жили представители древнерусской знати.

 За пределами усадеб, на небольшом мысу возле находился некрополь, отделенный от селища частоколом и пустым пространством. Археологи исследовали 46 захоронений, совершенных по христианскому обычаю. В могилах не было погребального инвентаря. Лишь в пяти погребениях археологи обнаружили металлические пуговицы, в одном женском погребении – остатки очелья с квадратными серебряными с позолотой накладками. В трех захоронениях были найдены фрагменты текстиля с кусочками бересты, изучение которых показало, что это остатки одежды, украшенной золототкаными лентами.

Слева: фрагмент текстиля in situ. Справа: частично расчищенный фрагмент текстиля до реставрации

Важной находкой стал фрагмент текстиля с берестой, который был найден в могиле женщины 16–25 лет, в 30 сантиметрах от черепа. В этой части погребение было нарушено пахотой, в результате чего фрагмент был сдвинут с первоначального места. При раскопках не было понятно, чем именно является находка. Ее вырезали из земли монолитным куском и передали на реставрацию.

 В лаборатории текстильный фрагмент и кусочки бересты бережно освободили от остатков грунта, многократно очистили кистями различной жесткости и расправили с использованием специального реставрационного раствора, вернувшего изделию мягкость и пластичность.

Дальнейшее исследование показало, что находка представляет собой фрагмент ленты шириной 5,5 сантиметров, сохранившийся на длину 12,1 сантиметров . Он состоят из двух деталей, соединенных вертикальным швом: широкой золототканой ленты с орнаментом «плетенка» и темной шелковой ткани. Подкладочная ткань не сохранилась, но на ее присутствие указывают проколы от иглы по нижнему и верхнему краям ленты. Береста, скорее всего, служила твердой подложкой.

Фрагмент золототканой ленты с вышивкой. Желтыми точками обозначены следы проколов

На фрагменте золототканой ленты вышита композиция из трех фигур святых, все фигуры одной высоты – около 5 сантиметров. Центральная фигура сохранилась полностью, кроме нимба, но его форму позволяют восстановить сохранившиеся проколы от иглы. Левая фигура, вышитая на соединении золототканой ленты и шелковой ткани, почти утрачена, правая – сохранилась частично.

 На изделии изображен деисусный чин: центральной фигурой композиции является фронтальное изображение Иисуса Христа с благословляющим жестом, по бокам от него расположены стоящие в молитвенных позах и обращенные к нему Богородица (слева) и Иоанн Предтеча (справа).

 «Вышивка по золототканой ленте требует больше умений и опыта, нежели просто вышивка по ткани. Следует отметить высочайший уровень мастерства, ювелирную тонкость и изящность исполнения этой миниатюрной вышивки. Фигурки высотой менее мизинца вышиты мельчайшими, миллиметровыми стежками, причем мастерица использовала шелковые нити различных цветов и золотные нити. Для подчеркивания линий драпировок одежды, наклона голов, изображения лиц использованы разнообразные приемы шитья: по настилу, «напроём», «в раскол» по форме, стебельчатый шов. Сейчас цвета нитей не видны, но мы можем представить, как выглядела эта вышивка – на сверкающем золотом фоне находились яркие разноцветные фигуры», – пояснила специалист по работе с археологическим текстилем, научный сотрудник отдела археологии Московской Руси ИА РАН Ирина Елкина.

Фрагменты лицевой вышивки

Как полагают исследователи, фрагмент текстиля с лицевым шитьем был частью головного убора, возможно, очелья.

В XI–XIII веках золотное шитье было распространено по всей Европе: им украшали праздничную одежду, головные уборы, конский убор, предметы интерьера. Также для декоративного оформления часто использовали золототканые ленты, которые производили в Византии и Западной Европе. Эта мода была распространена и в Древней Руси: шитьем и золототкаными лентами украшали одежду, головные уборы, церковные облачения. Хотя золототканые ленты были очень дорогим товаром, они были доступны не только знати и ими могли украсить свою праздничную одежду городские и сельские жители. В частности, фрагменты золототканых лент, когда-то украшавших воротники, были найдены в некрополях Суздаля, Старой Рязани, Старой Руссы, Костромы, Плеса и в других некрополях домонгольского времени.

 Несмотря на широкое использование золотных лент, вышивка по ним встречается намного реже, и тем более – вышивка лицевая, с изображениям антропоморфных фигур.

 Традиция украшать головные уборы и праздничную одежду изображениями святых и христианской символикой существовала в домонгольской Руси. Такие находки крайне малочисленны, и из них можно выделить лишь два образца вышивки подобного высокого уровня мастерства: это вышивка на поручах преподобного Варлаама Хутынского (Новгородский государственный музей-заповедник) и вышивка шелком из женского погребения у деревни Иворово Тверской области.

 «Вышивка с изображением святых на изделии из Чаадаево – редкая, сенсационная находка, уникальная по ювелирной точности исполнения. Дальнейшие исследования помогут установить технологию изготовления золотных нитей и первоначальный цвет шелковых нитей вышивки», – отметила Ольга Зеленцова.

Институт археологии РАН

Нет комментариев