Мозг сохранился неповрежденным 2600 лет

09.01.2020

Ученые сумели разгадать загадку «мозга Хеслингтона». Долгое время они бились над тайной его сохранности. Предыстория такова: еще в 2008 году группа археологов обнаружила в болотистой местности близ британской деревни Хеслингтон череп. Ни волос, ни других частей головы, а тем более тела найдено не было. Позже было установлено, что находке — 2600 лет, что принадлежит череп мужчине, которого, скорее всего, обезглавили. Больше всего удивила исследователей степень сохранности мыслительного органа, ведь, как правило, из-за большого количества жировых клеток он начинает разлагаться уже через несколько минут после смерти.

И вот недавно специалисты предприняли новую попытку разгадать загадку таинственного мозга, изучив его на молекулярном уровне. Были обнаружены 800 белков, некоторые из которых были в настолько хорошем состоянии, что смогли выработать иммунный ответ. Эти белки сформировались в плотно упакованные «агрегаты», которые оказались более стабильными, чем те, которые содержатся в мозге человека сегодня. Возможно, именно по этой причине «мозг Хеслингтона» сохранился так хорошо.

Другая возможная причина — среда, где обнаружили череп. Холодный, влажный мелкозернистый ил явился своего рода консервантом и не позволил проникнуть к мозгу кислороду. Без которого, как известно,  не могут существовать микроорганизмы, способствующие разложению тканей.

Фото: Phys.org