Кутались в меха. Археологическая находка указала на использование медвежьих шкур людьми 300 000 лет назад

Люди, жившие на территории Германии 300 000 лет назад, использовали медвежьи шкуры, чтобы защитить себя от холода. Об этом свидетельствуют отметины на плюсневой кости и фаланге пальца пещерного медведя, которые были найдены на известной раннепалеолитической стоянке Шенинген в Нижней Саксонии. Это древнейшие в мире образцы костей животных с такими отметинами. Открытие сделали археологи из Зенкенбергского центра изучения эволюции человека и окружающей среды палеолита при Университете Тюбингена и их коллеги из Лейденского университета, статья о нем опубликована в Journal of Human Evolution.

«Отметины на костях в археологии часто интерпретируются как указание на использование мяса животного, — говорит один из авторов работы — Иво Верхейен из Тюбингена. — Но здесь вряд ли можно было получить какое-то мясо с пальцев и плюсневых костей. В данном случае такие тонкие и точные отметины мы приписываем аккуратному снятию шкуры».

Зимний мех медведя состоит из длинных внешних волос, которые создают защитный воздушный слой, и коротких, плотно прилегающих друг к другу шерстинок подшерстка, обеспечивающих хорошую термоизоляцию. Медведям, в том числе и вымершим пещерным, нужен мех, надежно защищающий от холода во время зимней спячки.

«Обнаруженные сейчас отметины указывают на то, что около 300 000 лет назад люди в Северной Европе были способны выжить зимой отчасти благодаря теплым медвежьим шкурам», — пишут авторы.

Шенинген, где была сделана описываемая находка, занимает в палеоантропологии особое положение. Здесь были найдены древнейшие копья, и в дискуссиях о происхождении охоты как занятия древних людей этому месту отводится ключевая роль. Не исключено, что в те времена, к которым относятся найденные косточки с отметинами, люди уже охотились на медведей, считают ученые. Как поясняет Верхейен, «если в археологическом месте находят только взрослых животных, это обычно рассматривается как признак ведения охоты, а в Шенингене — все медвежьи кости и зубы от взрослых особей, к тому же шкура должна была быть снята вскоре после смерти животного, иначе шерсть выпадет, и такой мех согревать не будет».

«Поскольку останки нашли без следов шкуры, животное, скорее всего, было убито охотником, причем незадолго до того, как с него сняли шкуру», — говорит Верхейен.

По мнению профессора Тюбингенского университета Николаса Конарда, использование медвежьих шкур, вероятно, было ключевым элементом адаптации ранних людей к северному климату.

Марина АСТВАЦАТУРЯН

Нет комментариев