Как из холодильника. В Хакасии найдено захоронение уникальной сохранности

Комплексная экспедиция Томского государственного университета и Государственного Эрмитажа во время раскопок на грунтовом могильнике Оглахты (Боградский район Республики Хакасия) обнаружила захоронение с уникальной сохранностью предметов из органики, относящихся к таштыкской археологической культуре 1700-летней давности. Открытие поможет глубже понять древнюю историю Саяно-Алтая.

Экспедиция проводится в рамках проекта «Наследие Оглахтинских гор во времени и пространстве», поддержанного Фондом президентских грантов. В ней участвуют волонтеры из 10 регионов РФ. Экспедиция также стала базой для учебных практик двух подразделений ТГУ — факультета исторических и политических наук и Высшей школы журналистики.

Помимо раскопок, в экспедиционном лагере проводятся открытые лекции по археологии и истории Саяно-Алтая, 3D-моделированию, естественнонаучным методам исследований — магнитометрии, георадарным исследованиям, аэрофотосъемке и дендрохронологии.

Археологи уже расчистили одно погребение. В нем были найдены предметы из дерева, бересты и ткани, а это огромная редкость.

«Большая часть материальной культуры древних цивилизаций истлела до того, как археология стала наукой. Поэтому чаще всего археологи имеют дело с камнем, керамикой и металлом. Но наша экспедиция нашла предметы из дерева. И это не щепки и осколки, как можно было ожидать, а крепкий сруб, который за все это время только чуть отсырел, — пояснил руководитель экспедиции, заведующий лабораторией «Артефакт» ТГУ Евгений Водясов.

Выявленные в погребении предметы быта обещают рассказать о таштыкской культуре много нового.

Таштыкская культура — археологическая культура Южной Сибири железного века (I-VII вв. н.э.). Будучи во многом преемницей тагарской культуры скифского времени, принципиально отличается от нее рядом новых традиций. Хозяйство, судя по всему, оставалось земледельческо-скотоводческим.
В погребении археологи обнаружили предположительно женский костяк с частично сохранившимися остатками кожи. Рядом с черепом неизвестной найдены многочисленные осколки гипсовой погребальной маски. К сожалению, с течением веков могила была серьезно потревожена местными грызунами, поэтому череп смещен, а маска фрагментирована. Впоследствии реставраторы надеются собрать ее из осколков, как пазл.

Рядом с телом женщины находились останки кремированного человека. Известно, что в похожих погребениях они обычно вложены в погребальную «куклу», но здесь она, увы, не сохранилась.

Хранитель оглахтинской коллекции Государственного Эрмитажа Светлана Панкова рассказала, что в захоронении было найдено порядка десяти предметов из дерева: сосуды, бочонок с орнаментом и что-то похожее на корытце, а также предмет, условно названный шкатулкой.

— Этот предмет точно имел какое-то функциональное назначение. Но какое — мы пока не понимаем. Интересно и то, что в нем содержалось. На глаз это определить невозможно, необходим химический анализ грунта. Надеемся, что этнографические параллели подскажут его назначение. Но уже очевидно, что это уникальный предмет, археологам не встречавшийся, — сказала Светлана Панкова.

За сохранность сруба и найденных в нем предметов отвечает реставратор Государственного Эрмитажа Наталия Васильева.

«В целом сохранность предметов из могилы потрясающая. Причем здесь полный комплект предметов, сопровождающих погребенного. Обычно в одном погребении сохраняется одно, в другом другое, и мы не можем быть уверенными, что во всех могилах был одинаковый набор», — уточнила она.

Погребальный инвентарь в могиле прекрасно сохранился благодаря тому, что сруб был обернут берестой и погребен под слоем камней и грунта. Внутри установился оптимальный для сохранности режим, близкий к условиям холодильника, — около 10°С.

Дальнейшее изучение предметов и радиоуглеродный анализ образцов из склепа помогут установить наиболее точную дату захоронения. Параллельно датировка памятника будет проводиться методами дендрохронологии.

Варвара Слепкова, Мария Петрищева, Варвара Баскова

Фото участников экспедиции

Нет комментариев