Философ и колдунья. Образы древних людей раскрыла пластическая реконструкция

29.11.19

Облик древних забайкальцев эпохи неолита восстановили в московском Институте этнологии и антропологии РАН по останкам скелетов, которые обнаружили в Красночикойском районе Забайкальского края археологи. Скульптуры древних мужчины и женщины недавно прибыли на «историческую родину», став музейными экспонатами.

Больше полувека преподаватели и студенты исторического факультета Забайкальского госуниверситета участвуют в археологических экспедициях. Одним из мест раскопок и стал Красночикойский район. Именно там в 1984 году, в окрестностях села Нижний Нарым, в пади Мельничной, было найдено погребение эпохи неолита с хорошо сохранившимся скелетом женщины. В археологической экспедиции участвовали ученые, студенты и школьники.
Многие годы раскопками руководит профессор кафедры истории ЗабГУ, доктор исторических наук, заведующий лабораторией палеоэкологии Михаил Константинов. «Погребения такого рода открываются неожиданно — во время раскопок древних поселений, — рассказывает он. — Особенность этого погребения в том, что там была высокая сохранность скелета и черепа. Причем скелет находился в скорченном положении, на боку, в позе спящего человека. Скорее всего, это было связано с особенностями обряда».
Останки скелета доставили в Москву, в Институт этнологии и антропологии РАН. Там они все прошедшее время хранились в фондах. И вот недавно специалисты лаборатории пластической реконструкции решили восстановить облик древней женщины. Над черепом из погребения в пади Мельничной два года работала руководитель лаборатории, доктор биологических наук Елизавета Веселовская. Материалом для скульптуры стал легкий пластик.

Скрупулезно восстановленный облик женщины несколько озадачил антропологов. В ее внешности обнаружились европеоидные черты, что для древних забайкальцев было несвойственно. Ученые продумали и одежду для древней жительницы Забайкалья — решено было «нарядить» ее в соболиную накидку. Не забыли и про украшение. Оно было подлинным — археологи нашли его во время раскопок вместе с женщиной.
Еще одна деталь: в кости ноги скелета обнаружен наконечник стрелы. По одной из версий антропологов, это мог быть ритуальный дострел. В древности такой обряд проводили, чтобы душа мертвого не возвращалась в мир живых. Другая версия — женщина обладала магической силой, и, возможно, ее убили отравленной стрелой. В шутку ученые назвали скульптуру «колдуньей».
Другая находка забайкальских археологов — скелет мужчины. Его обнаружили в 2014 году в окрестностях села Жиндо того же Красночикойского района. Облик также восстановили в лаборатории Института этнологии и антропологии РАН. Сейчас скульптуру передали в Забайкальский краевой краеведческий музей.
Погребение мужчины нашли в стенах оврага. Останки изучили и также отправили на исследования в Москву. Выяснилось, что это представитель сибирского типа, со среднеазиатской, ближневосточной примесью. Он тоже жил 8 тысяч лет назад.
«Мы точно знаем, что жители Забайкалья в эпоху неолита, нового каменного века, были охотниками и собирателями. Их одежда могла состоять только из шкур диких зверей. Здесь воспроизведена одежда, которая создавалась из меха оленя или горной козы. Облик этого мужчины очень интересен — мы видим человека интеллектуального, интеллигентного. В шутку его назвали «философом». На самом деле тяжелая жизнь охотника в эпоху неолита требовала развитого ума, умения выстроить стратегию охоты, знания повадок диких животных. Люди эпохи неолита в Забайкалье вели очень напряженную и мобильную жизнь», — рассказал археолог, заместитель директора Забайкальского краевого краеведческого музея по научной работе, кандидат исторических наук Олег Кузнецов.
По словам ученых, находки такого возраста встречаются редко. Исследования в области археологии и антропологии древнего Забайкалья начались еще в конце XIX — начале XX веков. В советский период одним из известных ученых-антропологов была Наталья Мамонова. Она провела реконструкцию по черепу облика неолитического человека, который жил в Шилкинской пещере.
Работа ученых продолжается, ведь останки древних забайкальцев изучены еще не до конца. Теперь нужно получить данные от генетиков, чтобы раскрыть все тайны находок. Трудами забайкальских археологов уже заинтересовались ученые из-за рубежа.

Екатерина ПЕТИНА