Эти сосуды 1000 лет назад могли быть древними ручными гранатами — PLOS One

27.04.2022

Новый анализ древних керамических горшков из Иерусалима XI–XII веков подтвердил предыдущие предположения о том, что некоторые из этих сосудов могли использоваться в качестве древних ручных гранат во время крестовых походов.

Сфероконические археологические артефакты — округлые, с конусообразным основанием — находятся в музеях по всему миру. Они выполняли различные функции — от переноски жидкостей до действия курительной трубки.

Их универсальность и разнообразное использование хорошо задокументированы, и новый анализ представляет собой еще одно доказательство того, что  одним из предназначений емкостей было хранение и перенос взрывчатых веществ.

В этом последнем анализе четырех черепков горшков, найденных в районе Армянского сада в обнесенном стеной Старом городе Иерусалима в период с 1961 по 1967 год и хранящихся в Королевском музее Онтарио, эксперты смогли изучить остатки внутри них. Было обнаружено, что в одном сосуде содержалось нечно, похожее на взрывоопасный материал.

""Сфероконический сосуд. Источник sciencealert.

«Это исследование показало разнообразное использование этих уникальных керамических сосудов, в том числе древних взрывных устройств, — говорит молекулярный археолог Карни Мэтисон  из Университета Гриффита в Австралии. — Сообщалось, что во время крестовых походов эти сосуды бросали так же, как бросают гранаты, в крепости крестоносцев, производя громкие звуки и яркие вспышки света».

С помощью различных химических тестов исследователи обнаружили: три других сосуда, скорее всего, содержали масла, ароматические вещества и лекарства. Это соответствует ожиданиям исследователей.

Четвертый сосуд — глиняный горшок с очень толстыми стенками и без украшений — содержал остатки, которые указывали на возможность хранения химикатов или химических взрывчатых веществ. Сера была одним из обнаруженных ингредиентов, наряду со ртутью и магнием.

Предыдущие исследования предполагали, что в горшках, подобных этому четвертому сосуду, мог храниться порох (также называемый черным порохом), изобретенный в Китае в 9 веке. Тем не менее, команда, стоящая за новым исследованием, считает, что химическая смесь указывает на другое взрывчатое вещество.

«Это исследование показало, что это не черный порох, а, скорее всего, взрывчатое вещество местного производства», — говорит Мэтисон .

Исследователи не исключают других потенциальных применений четвертого горшка: возможно, его использовали в качестве источника топлива для лампы или контейнера для масел, поскольку там также присутствовали жирные кислоты  — их использовали в раннем тепловом оружии.

Гипотеза о гранате «заслуживает дальнейшего рассмотрения», говорят ученые, не в последнюю очередь из-за формы, размера и толщины сосуда.

""

Размер и форма одного из найденных сосудов позволяют предположить, что он использовался как граната. Источник sciencealert.

В исторических отчетах о сражениях, в том числе об осаде Иерусалима в 1187 году н. э. , упоминается использование оружия, похожего на ручные гранаты, и действительно, реликвии, подобные описанным в этом исследовании, были найдены и в других местах. Это еще одно доказательство для исследователей, желающих понять, как велись войны тысячи лет назад.

Неясным пока остается то, что именно было внутри этих первых ручных гранат. Возможно, это смесь, известная как греческий огонь, но нет единого мнения о том, каков на самом деле ее рецепт, и ее создатели никогда не документировали процесс ее приготовления.

«Дополнительные исследования этих сосудов и их взрывчатого наполнения позволят нам понять древнюю технологию создания взрывчатых веществ средневекового периода и историю взрывчатого оружия в Восточном Средиземноморье», — говорит Мэтисон .

Исследование опубликовано в PLOS One .