Древний могильник на Шпицбергене оказался норвежской хижиной

17.06.2022

Три года назад на объекте культурного наследия Руссекейла на мысе Линнея (Шпицберген) у самой кромки воды была обнаружена неизвестная могила. Ученые поначалу датировали захоронение 1600-1700-ми годами.

«В могиле мы видим чрезвычайно тонкие вязаные текстильные остатки, ткани, обрезки дерева и металл. На основании этого мы  датируем это 16-1700-ми годами», — писал тогдаархеолог и руководитель исследовательского проекта Вибеке Вандруп Мартенс.

Однако в ходе дальнейших исследований специалисты установили: находка была не могилой, а отвалом более поздней норвежской охотничьей хижины примерно 1850–1900 годов.

«Проект CULTCOAST определил археологические останки как вероятную могилу во время полевых работ в 2019 году из-за обнаженного отложения, простирающегося примерно на 2 метра в длину с востока на запад, содержащего фрагменты дерева, тканые и вязаные материалы и железные гвозди. Могила  была определена как неизвестная и, возможно, ранняя, поскольку находилась на западной стороне устья реки и была отделена от основного могильника Руссекейла, который  датируется примерно 1700-1859 годами».

Пятиметровый участок, задокументированный учеными, оказался не могилой, а отвалом более поздней норвежской охотничьей хижины, сооруженной примерно в 1850–1900 годах (также расположенной на западном берегу реки). В ней содержались снаряды для боеприпасов, ткань, дерево и кости животных.

Поскольку береговая линия постепенно размывается, исследователи опасаются, что подобные исторические свидетельства могут быть навсегда утеряны.

Фото: thevikingherald.com