Древнейшие человеческие останки в Восточной Африке датируются возрастом 230 тыс. лет

12.01.2022

Возраст древнейших окаменелостей в Восточной Африке, признанных представителями Homo sapiens, долгое время оставался неопределенным. Теперь датировка массивного извержения вулкана в Эфиопии показывает, что они намного старше, чем считалось ранее.

Останки, известные как Омо I, были найдены в Эфиопии в конце 1960-х годов, и с тех пор ученые пытаются точно датировать их, используя химические отпечатки слоев вулканического пепла, обнаруженных выше и ниже отложений, в которых были обнаружены окаменелости.

Международная группа ученых во главе с исследователями Кембриджского университета провела переоценку возраста останков Омо I и человека разумного как вида. Более ранние попытки датировать окаменелости предполагали, что им менее 200 000 лет, но новое исследование показывает: они должны быть старше колоссального извержения вулкана, которое произошло 230 тыс. лет назад.  Результаты представлены в журнале Nature.

Останки Омо I были найдены в формации Омо-Кибиш на юго-западе Эфиопии, в Восточно-Африканской рифтовой долине. Этот регион является районом высокой вулканической активности и богатым источником древних человеческих останков и артефактов — каменных орудий труда, например. Датируя слои вулканического пепла выше и ниже  обнаруженных археологических и ископаемых материалов, ученые идентифицировали Омо I как самое раннее свидетельство существования нашего вида — Homo sapiens .

«Окаменелости были обнаружены в последовательности под толстым слоем вулканического пепла, который никому не удалось датировать с помощью радиометрических методов, потому что пепел слишком мелкозернистый», — сказала доктор Селин Видаль из Кембриджского университета, ведущий автор статьи.

В рамках четырехлетнего проекта Видаль и ее коллеги пытались датировать все крупные извержения вулканов в Эфиопском рифте во время появления Homo sapiens — периода, известного как поздний средний плейстоцен.

Исследователи собрали образцы пемзы из вулканических отложений и измельчили их до субмиллиметрового размера.

«У каждого извержения есть свой отпечаток пальца — своя история эволюции под поверхностью, которая определяется путем, по которому шла магма, — сказал Видаль. — После того, как вы раздробили горную породу, вы освобождаете минералы внутри, а затем можете датировать их и определить химическую подпись вулканического стекла, которое скрепляет минералы».

Исследователи провели новый геохимический анализ, чтобы связать отпечаток толстого слоя вулканического пепла на участке Камоя Хоминин (пепел KHS) с извержения вулкана Шала, расположенного более чем в 400 километрах от него. Затем команда датировала образцы пемзы из вулкана 230 000 лет назад. Поскольку окаменелости Омо I были найдены глубже этого конкретного слоя пепла, им должно быть более 230 000 лет.

«В отличие от других окаменелостей среднего плейстоцена, которые, как считается, принадлежат к ранним стадиям линии Homo sapiens, Омо I обладает недвусмысленными характеристиками современного человека, такими как высокий и шаровидный свод черепа и подбородок, — сказал соавтор доктор Орельен Мунье из Музей человека в Париже.  — Новая оценка даты де-факто делает его самым старым неоспоримым Homo sapiens в Африке».

Ученые  говорят, что, вполне возможно, новые находки и новые исследования могут еще увеличить возраст Homo sapiens во времени.

Фото: eurekalert