Археологи нашли жалобу на брачного афериста III века до нашей эры - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Археологи нашли жалобу на брачного афериста III века до нашей эры

23.11.2022

Российские археологи из Центра египтологических исследований РАН (ЦЕИ РАН) ведут раскопки в нескольких районах Египта: в Мемфисе, Александрии и в пригороде Луксора. В одном из древних некрополей в Фаюмском оазисе ученые обнаружили любопытный манускрипт. В нем каллиграфическим почерком на греческом языке (тогда в Египте он был государственным)  изложена жалоба  девушки Филумены царю Птолемею.

Некий Нумений предложил ей выйти за него замуж и уговорил переехать из Фив в Фаюм. Но вместо свадьбы, придравшись к чему-то, попросту выгнал, отняв украшения и дорогую одежду. В папирусе Филумена перечисляет стоимость своих ожерелий и браслетов и просит их вернуть, а также наказать Нумения.

Стоит отметить, что из папируса было свернуто своеобразное ожерелье, надетое на тело мумии.

“Древние египтяне хоронили мумии с ритуальными украшениями. По их представлениям, это помогало занять выгодное положение в загробном мире, – рассказала “Известиям”  научный сотрудник ЦЕИ РАН Елена Чепель. – Однако далеко не все могли позволить себе драгоценности, поэтому мастера часто заменяли дорогие материалы более дешевыми. Например, делали аналог ожерелья из спрессованных кусков папируса, использовавшегося в качестве писчей бумаги”.

Текст тщательно расшифровывали реставратор и папиролог. В некоторых местах, где невооруженных глазом разобрать буквы было невозможно, ученые использовали цифровой микроскоп с инфракрасным излучением – он помог увидеть чернила сквозь слой загрязнений.

Находка дала исследователям ценную информацию об истории брака и положении женщин в древнем обществе. Это самая ранняя известная ученым петиция с просьбой о наказании брачного афериста.

Текст папируса в инфракрасном излучении