Археологи изучают загадочные курганы „с усами”

16.11.2022

Монументальные археологические сооружения причудливой формы («курганы с “усами”») в регионе ранее практически не были изучены. Они хорошо видны на космических снимках, однако об их назначении ученые спорят до сих пор.

Обь-Иртышский археологический экспедиционный отряд Института археологии и этнографии СО РАН уже несколько лет работает на территории Карасукского района Новосибирской области. В последние пару лет члены отряда продолжают работу на новых уникальных памятниках древнего населения Кулундинской степи — «курганах с “усами”». Эти объекты настолько велики (до 200 м и более в длину), что хорошо различимы на космических снимках, но непосредственно на земле их распознать затруднительно. Сооружения состоят из одной или нескольких невысоких насыпей, от которых на десятки или сотни метров в восточном направлении расходятся два изогнутых вала («уса»).

Подобные объекты уже давно известны на западных от Кулунды территориях — в степях Казахстана и Южного Зауралья, но там они практически всегда сооружены из камня, поэтому хорошо выделяются на поверхности. Археологи уже более ста лет исследуют эти памятники, но многие проблемы, связанные с ними, еще далеки от решения. Существует несколько версий по датировке, культурной атрибуции и о назначении таких сооружений. Эти памятники возводились древним кочевым населением в раннем железном веке или в эпоху Средневековья. Находки в них очень редки. Окончательно не выяснено, являются ли «курганы с “усами”» местами погребений или это следы других древних ритуалов.

«Курганы с “усами”», которых в Кулундинской степи археологический отряд выявил в 2022 году уже два десятка, исключительно грунтовые — и поэтому менее выразительные. Кулундинские объекты образуют особую локальную группу, которая более чем на 300 км отдалена от ближайших каменных «курганов с “усами”», находящихся в Северном Казахстане. Кроме того, здесь они расположены на пойменных лугах, в отличие от древних погребальных курганов, которые возводились, как правило, на возвышенных местах. Особенности обнаруженных объектов указывают на то, что они могут являться местами родовых календарных праздников древних кочевников. Исследование северо-восточной, кулундинской группы «курганов с “усами”» только начинается.

Обнаружение нового для Кулунды типа археологических памятников вызвало живой интерес у специалистов Карасукского краеведческого музея, районной администрации и жителей района. Обсуждается включение посещения комплексов «курганов с “усами”» в экскурсионную программу музея. Работе археологической экспедиции в районе оказывается всемерная поддержка.

Пресс-служба ИАЭТ СО РАН