А предки кто? Неандертальцы могли скрещиваться с неизвестной более древней линией людей. С подробностями — Ars Technica.

21.03.2020

Прежде чем остаться единственным видом людей на планете, Homo sapiens скрещивался с неандертальцами и близкими им денисовцами. В новом исследовании получены данные, указывающие на возможность скрещивания общего предка неандертальцев и денисовцев со своим предшественником, популяцией «сверхархаичных» гоминид, сообщает издание Ars Technica. Новая гипотеза пересматривает историю эволюции человека.

Прежние исследования предполагали, что около 750 000 лет назад человеческая ветвь отделилась от общего предка неандертальцев и денисовцев, который жил в Евразии. Но есть также свидетельства того, что в то время Евразия уже была заселена другим архаичным предком и неандертальцы и денисовцы, возможно, скрещивались также с этими сверхархаичными гомининами. Ученые разработали модель, которая основана на данных о современном европейском геноме, имеющихся в распоряжении Проекта геномного разнообразия Саймонса (Simons Genome Diversity Project), а также на доступных неандертальских геномах.

Авторы модели, антропологи из Университета Юты (University of Utah) под руководством Алана Роджерса (Alan R. Rogers), исходили из того, что древние европейские люди не скрещивались с денисовцами. Отслеживая, как мутации в каждой из исследуемых двух групп наследуются или передаются между видами, они провели статистический анализ, результатам которого лучше всего соответствовала модель, что неандертальцы скрещивались с людьми нашего вида, а денисовцы — с неким сверхархаичным предком.

Новейшая гипотеза предполагает потоки генетической информации, курсирующие между сверхархаичной популяцией и предковой популяцией как денисовцев, так и неандертальцев, которую назвали неандерсовцами. Сверхархаичная популяция может происходить от вида Homo erectus, потомков Homo antecessor или от другой популяции гоминин, или от всех вместе. Эта модель, описанная в журнале Science Advances, не только отодвигает время расхождения неандертальцев и денисовцев от общего предка, но и указывает на три волны исхода предков человечества из Африки: ранний предок начал распространяться за пределы континента почти два миллиона лет назад, неандерсовцы — 700 000 лет назад, а люди современного анатомического облика — 50 000 лет назад. В настоящее время Роджерс с коллегами планируют применить свой подход к анализу генетических данных аборигенов Океании, поскольку у этих популяций денисовской ДНК больше, чем у каких-либо других на планете, и таким образом можно получить больше информации о взаимоотношениях между разными ранними гомининами.