Не с общего стола. Мужчины и женщины древнеримского Геркуланума питались по-разному

Британские биоархеологи из Йоркского университета (University of York) проанализировали аминокислотный состав в скелетах жертв извержения вулкана Везувий. Из аминокислот состоят белки организма. Измеряя соотношение изотопов углерода и азота, входящих в состав аминокислот костных белков, ученые реконструировали рацион людей, живших в одно и то же время, с беспрецедентной детализацией.

По словам руководителя исследования Оливера Крейга, которые приводит сообщение университета, «останки погибших в Геркулануме в 79 году нашей эры предоставляют уникальную возможность изучить образ жизни внутри древнего сообщества, члены которого жили и умерли вместе». В исторических хрониках часто встречались намеки на разный доступ к пищевым ресурсам у разных римлян, но ни прямых указаний, ни количественных показателей эти источники не содержали.

«Мы обнаружили существенную разницу между мужчинами и женщинами в соотношении потребляемых морепродуктов и мяса наземных животных, что предполагает дифференциацию доступности пищи по гендерному признаку», — говорит археолог.

Образцы для исследования взяли из 17 скелетов, 11 из них были мужскими, а шесть — женскими. По подсчетам авторов исследования, мужчины благодаря съедаемым морепродуктам получали в среднем на 50% больше белковой пищи, чем женщины. В рационе женщин основная доля белка была из продуктов животного происхождения, а также местных фруктов и овощей.

«Мужчины были напрямую связаны с рыболовством и судоходством, они занимали более привилегированное положение в обществе, освобождались от рабства в более раннем возрасте. Все это обеспечивало им больший дос­туп к дорогим продуктам, таким как свежая рыба», — говорит один из авторов исследования, Сильвия Сончин.

Точно рассчитав древний рацион, ученые смогли сравнить его с более ранними нутрициологическими сведениями. Авторы предполагают, что рыба и морепродукты использовались в Геркулануме больше, чем это предписывает современная средиземноморская диета. Позже стали преобладать животные продукты, тогда как уровень потребления злаков остался с древнеримских времен неизменным. Исследование британских ученых опубликовано в журнале Science Advances. По мнению экспертов, причина индивидуальных обусловленных полом различий в рационе не вполне ясна. Если мужчины и женщины питались вместе, возможно, были культурные условности, предписывающие каждому полу соответствующие продукты, пишет издание Smithsonian Magazine.