Влияющие на тягу к алкоголю факторы закладываются еще до совершеннолетия

02.02.2023

Изучая потребление алкоголя, экономисты и социологи обычно связывают его с условиями жизни людей и их человеческим капиталом: образованием, опытом работы, знаниями. Ученые из Лаборатории исследований рынка труда и Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ обратили внимание на некогнитивные навыки, формирующиеся в детстве и подростковом возрасте, и выяснили, что эти качества во многом определяют вероятность злоупотребления спиртным и сокращают степень влияния образования. Статья с результатами опубликована в Journal of Comparative Economics.

Даже снизившись по сравнению с 1990-ми, уровень потребления алкоголя в России остается довольно высоким. Как и во многих других северных странах, люди отдают предпочтение крепким напиткам, а смертность от причин, связанных со злоупотреблением, выше, чем в южных регионах. Чтобы разработать эффективные меры по борьбе с чрезмерным потреблением алкоголя, надо хорошо понимать, какие факторы определяют предрасположенность к нему и какие группы населения находятся в зоне риска.

Проведенные ранее исследования показывают, что на благополучие человека (на его образованность, успешное трудоустройство, размер зарплаты и даже продолжительность жизни) могут влиять так называемые некогнитивные навыки, или личностные черты. Однако они же связаны и с опытом употребления спиртного. Во-первых, некогнитивные навыки сказываются на образовательных успехах человека, а они, в свою очередь, влияют на риск чрезмерного потребления алкоголя — исследователи делали вывод, что более образованные люди менее склонны к пьянству. Во-вторых, некогнитивные навыки на начальном этапе формируются в семье, и если у родителей проблемы с алкоголем, то их дети с меньшей вероятностью получат качественное образование и с большей сами окажутся неравнодушны к спиртному. В-третьих, от личностных черт зависит, насколько актуальны для человека различные причины употребления спиртного (например, кто-то пьет, потому что не может отказаться, находясь в компании, кто-то — в попытке укрепить отношения, а кто-то — чтобы заглушить негативные эмоции).

В своей работе исследователи факультета экономических наук ВШЭ использовали модель «Большой пятерки» некогнитивных навыков. К ним относятся открытость новому опыту (любознательность, креативность), ответственность (исполнительность, самодисциплина), экстраверсия (общительность, уверенность в себе, активность), доброжелательность (готовность сотрудничать, идти на компромиссы) и эмоциональная стабильность (уровень тревожности, импульсивность).

Работа проводилась на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (RLMS) НИУ ВШЭ за 2016–2018 годы, использовалась информация о более чем 10 тысячах респондентов: их пол, возраст, образование, доход, семейный статус, место жительства, национальность, религиозная принадлежность и так далее. Участников в числе прочего спрашивали, употребляют ли они алкоголь и пили ли его в последние 30 дней. Если на второй вопрос респондент давал положительный ответ, его спрашивали о типе спиртного, количестве выпитого и частоте употребления. Отдельным блоком шли вопросы, позволяющие измерить некогнитивные навыки.

Результаты показали, что с учетом крепости напитков мужчины пьют вчетверо больше женщин. Чаще всего употребляют люди в возрасте 30–39 лет (более половины ответили, что пили хотя бы раз за последний месяц), а выпускники колледжей и университетов более умеренны в отношении спиртного, чем люди без диплома.

Среди воздерживающихся от употребления значительно больше людей с высоким уровнем ответственности и доброжелательности и меньше экстравертов. Похожим образом связаны эти личностные черты и количество алкоголя. Те, кто входит в четверть наиболее исполнительных и дисциплинированных, пьют в среднем вдвое меньше тех, кто по этим качествам оказался в последней четверти. Эмоциональная нестабильность, напротив, дает значительную прибавку к среднему объему потребления.

Еще один важный результат, не наблюдавшийся в более ранних исследованиях: если из модели убрать переменные, касающиеся некогнитивных навыков, то  роль образования среди факторов, влияющих на потребление алкоголя, значительно возрастает. Это может означать, что образование и риск злоупотребления связаны не напрямую, а через личностные черты.

«Значимый эффект некогнитивных навыков для потребления алкоголя явно показывает, что эти характеристики должны стать фокусом образовательной политики, причем в первую очередь на этапе дошкольной и школьной подготовки. Важная черта некогнитивных навыков в том, что они начинают формироваться еще в детстве, со временем становятся все менее восприимчивы к внешнему воздействию и при этом имеют длительный накопительный эффект на, казалось бы, очень разные социально-экономические показатели — от решения учиться в университете и выбора карьеры до склонности к вакцинации и аддиктивного поведения. Поэтому для достижения лучших результатов, в частности снижения потребления алкоголя, нужно как можно раньше формировать позитивные навыки: добросовестность, эмоциональную стабильность. Заниматься этим на этапе получения высшего образования может быть уже слишком поздно», — подвела итог один из авторов работы, младший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда факультета экономических наук НИУ ВШЭ Ксения Рожкова. Работа проводилась совместно с Лабораторией экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ.

 

Пресс-служба НИУ ВШЭ

Фото: forumsamogon.ru

Нет комментариев