Специалисты ВШЭ назвали технологические и гуманитарные тренды в образовании - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Специалисты ВШЭ назвали технологические и гуманитарные тренды в образовании

06.09.2022

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ выявил с помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA наиболее значимые тренды, влияющие на трансформацию образования. Среди них выделяются технологические — связанные с применением в учебном процессе цифровых решений, и гуманитарные — направленные на развитие личности учащихся.

Расчеты проведены на основе более 27,5 тыс. источников за 2017–2021 гг.отобранных алгоритмами iFORA из массивов российских и зарубежных профессиональных СМИ, отражающих актуальную образовательную повестку в мире и России.

Главные выводы:

– В мире наиболее значимым трендом в последние годы стало создание и внедрение цифровых образовательных платформ — информационных пространств, объединяющих заинтересованных участников и позволяющих оптимизировать их взаимодействие, в том числе в процессе дистанционного обучения (№1 в глобальном и №4 в российском рейтинге).

– Второй по популярности тренд в мировой образовательной повестке — социальное и эмоциональное обучение (Social and Emotional Learning; SEL) (отсутствует в российском топ-15). Принципы обучения SEL нацелены на развитие эмоционального интеллекта, стрессоустойчивости, саморегуляции и навыков общения, важность которых усилилась в период роста эмоциональной напряженности, вызванного пандемией COVID-19.

– Третье и четвертое места в глобальном рейтинге заняли программные решения: системы управления обучением (Learning Management Systems; LMS) и массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) (№ 7 в российском топ-15). Во время пандемии востребованность этих инструментов также значительно повысилась. Например, аудитория онлайн-платформы Coursera только в марте – апреле 2020 г. выросла на 640% (с 1,6 до 10,3 млн человек).

– Первое место в российском рейтинге занимает развитие электронного обучения, второе — цифровая (электронная) образовательная среда (оба не вошли в топ-15 мировых трендов). На третьем месте — применение инновационных цифровых образовательных технологий, включающих как собственно технологические решения (электронные учебники, интерактивные доски и т. д.), так и изменение самой педагогической деятельности. Замыкает топ-5 тренд на использование электронных дневников, внедряемых в школах страны еще с 2013 г.

– К специфичным для России тенденциям также относятся использование социальных сетей для обучения и коммуникации между учениками и преподавателями, переход к смешанному формату обучения (blended learning) и внедрение умных систем (повсеместный доступ в интернет, единое информационное пространство, интерактивные системы обучения и т.д.).

Резюме: Мировые и российские образовательные тренды в большинстве своем схожи. Вместе с тем прослеживаются и различия. Так, в национальном рейтинге первые семь позиций занимают тренды, связанные с цифровизацией и новыми технологиями, в то время как глобальная повестка более сфокусирована на гуманитарных аспектах.

 

Пресс-служба НИУ ВШЭ

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2