Разность ориентиров. Стиль управления бизнесом зависит от пола

Проанализировав топ-менеджмент 400 компаний Ставропольского края (СК) с уровнем дохода от 500 миллионов рублей и выше, ученые выяснили, что среди руководителей высокодоходных предприятий количество женщин сравнительно мало — всего 13%. Но среди них есть руководители известных за пределами Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) брендов — таких, например, как ведущее предприятие России по выпуску сапфиров, один из крупнейших в регионе автосалонов, ставропольский и пятигорский комбинаты по производству мороженого и, конечно, знаменитые на всю страну санатории.

«Сегодня сложно выделить типично женскую сферу бизнеса, — говорит директор Департамента развития и маркетинга Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ), доктор экономических наук профессор Светлана Зенченко. — Руководительницы компаний с доходом свыше 1 миллиарда рублей в год возглавляют бизнес в сферах, традиционно считавшихся мужскими: винно-коньячный завод, строительные фирмы, большие промышленные заводы».

Сравнивая особенности женского и мужского стилей управления, можно заметить, что женщина-руководитель зачастую управляет компанией более гибко и социально ориентированно. В большинстве случаев она стремится расширять кругозор через общение, установление новых контактов, сбор дополнительной информации. Однако начальницы реже готовы идти на жесткие антикризисные шаги, то есть на меры, которые в критической ситуации могут стать решающим фактором выживаемости компании.

Мужской стиль руководства, отмечают исследователи СКФУ, отличается ориентирован­ностью на задачу и результат. Для мужчин-руководителей характерна твердость в реализации принятых стратегий: психологи даже утверждают, что мужскому стилю руководства свойственны агрессия и неуступчивость. Кроме того, мужчины в отличие от женщин-руководителей держат большую дистанцию с подчиненными.

Гендерный анализ выявил любопытную тенденцию: если руководящую должность в компании занимает мужчина, то заместителем или вице-руководителем у него становятся представительницы прекрасной половины человечества. Выступая в качестве помощника и регулятора, они дополняют или компенсируют управленческие качества мужчин, в том числе негативные.

Есть в регионе и «чисто женские» сферы: компании и организации в области образования и дополнительного образования, а также в сфере красоты, до 90% руководителей в них — именно женщины.

А вот в малом бизнесе доля слабого пола составляет менее 30%, что существенно ниже уровня стран с развитыми и диверсифицированными экономиками. Эксперты СКФУ трактуют это так: женщины реже, чем мужчины, готовы идти на риски при старте бизнеса, начиная собственное дело как небольшое предприятие.

Исследование подтвердило одно из неравенств, по-прежнему сохраняющееся между мужчинами и женщинами, — в области оплаты труда. Эта вилка характерна для всех регионов России. В целом разница в оплате труда между мужчинами и женщинами с одинаковой квалификацией составляет 28% в пользу представителей сильного пола.

Ученые Северо-Кавказского федерального университета предполагают, что существенный вклад в величину гендерного разрыва вносит не социальная предвзятость, а отраслевая и профессиональная сегрегация, то есть неравномерное распределение мужчин и женщин по видам экономической деятельности и профессионально-квалификационным группам. При этом среди занятых в экономике граждан высшее образование имеют 38% женщин и 29% мужчин. И у женщин более высокие надбавки, чем у мужчин.

Эксперты справедливо отмечают, что сохранение обозначенных тенденций приводит к значительной гендерной сегрегации на рынке труда, что, в свою очередь, тормозит развитие человеческого капитала в стране.

Пресс-служба СКФУ

Нет комментариев