Жидкое, но твердое

17.05.19

Астрофизики предполагают наличие у Меркурия массивного и твердого внутреннего ядра. Об этом сообщает Science News.

Четыре года назад во время облета Меркурия, прежде чем завершить миссию, разбившись о планету, автоматическая межпланетная станция MESSENGER передала на Землю данные о гравитации, направлении движения и внутренней структуре самой маленькой планеты Солнечной системы. Сейчас, публикуя результаты анализа этих данных в журнале Geophysical Research Letters, авторы предполагают, что у Меркурия есть твердое внутреннее ядро диаметром 2000 км, которое должно занимать примерно половину всего ядра планеты, сообщает Science News. В 2007 году радарные наблюдения с Земли обнаружили слабые колебания в скорости вращения Меркурия, позволившие предположить, что ядро планеты, по крайней мере, отчасти жидкое. Данные MESSENGER свидетельствуют о том, что слабое магнитное поле планеты сгенерировано циркуляцией расплавленного металла в этом жидком ядре. Но оставалось неясным, есть ли у Меркурия, как у Земли, твердое внутреннее ядро. Для исследования внутренней структуры планеты MESSENGER измерял распределение массы Меркурия, отслеживая изменения скорости обращения аппарата, вызванные слабыми колебаниями силы притяжения. На основании этих данных ученые смогли выдвинуть предположение о внутреннем составе планеты, соответствующем его вращению.
Измерения гравитационных аномалий внутри Меркурия указали на его твердое внутреннее ядро, составляющее половину всего ядра, а все ядро — это около 85% планеты. Из каменных планет — планет с твердой поверхностью — магнитные поля, сгенерированные ядрами, до наших дней сохранили только Земля и Меркурий. Магнитные поля защищают планеты от бомбардировки заряженными частицами, несущимися постоянным потоком от Солнца. Но ядро Меркурия, судя по полученным данным, остывает и затвердевает быстрее, чем земное. Таким образом, наблюдая за эволюцией самой глубинной части Меркурия и тем, как подстраивается под происходящие перемены его магнитное поле, можно представить себе будущее магнитного поля Земли, отмечают авторы. Данные, полученные за время миссии MESSENGER, существенно изменили представления о Меркурии. В частности, аппарат обнаружил, что в кратерах на полюсах Меркурия есть лед, а также установил, что магнитное поле этой планеты ориентировано не на центр, а отклоняется на 10% от оси ее вращения. MESSENGER передал на Землю 270 тысяч фотографий и 10 терабайтов информации. С конца 2025 года исследования Меркурия должен будет продолжить европейско-японский зонд BepiColombo, запущенный в конце прошлого года.