Войти в экосистему. Стартаперы подбирают ключи к образованию

28.06.19

Что такое образование? Вопрос, конечно, интересный. Согласно федеральному закону, прежде всего, общественно значимое благо. А для участников дискуссии «Образовательные стартапы как новый драйвер трансформации образования», состоявшейся на Петербургском международном экономическом форуме, краеугольным камнем является отношение к образованию как к услуге. Поскольку пока образование считается лишь социальным благом, несовместимым с монетизацией, стартапам в нем нет места. Безусловно, часть образования должна оставаться бесплатной, отметила модератор дискуссии Диана Королева, директор Центра изучения инноваций в образовании НИУ ВШЭ, но нужно активнее включать механизмы дерегулирования отрасли, перемены в которой назрели, дать возможность прорастания в ней рыночных элементов.

Это суждение подкреплено результатами опроса участников конкурса «Инновации в образовании», который уже шесть лет проводят Институт образования НИУ ВШЭ, «Рыбаков Фонд» совместно с другими российскими и зарубежными партнерами. В рамках конкурса были отобраны более 3 тысяч проектов со всей страны, для авторов лучших из них найдены менторы, связь с которыми не прекращается и после выхода стартапа из «теплицы», или акселератора на рынок. Победители получают тревел-гранты в любую точку мира плюс преференции от партнеров. Энтузиасты четко обозначили барьеры на пути к обновлению образовательной экосистемы: бюрократизация, высокая загруженность и консервативность мышления педагогов. В целом лишь половина опрошенных экспертами инноваторов считает ее благоприятной для появления стартапов.

В этих условиях самая дружелюбная для стартапов — она же наименее формализованная среда — дополнительное образование, которое в том же законе обозначено как «не сопровождающееся повышением уровня образования». Ну, это как посмотреть. Именно в этой сфере стала возможной реализация таких проектов, как «Алгоритмика», самая крупная в России школа по обучению программированию, по ее электронным учебникам занимаются более 40 тысяч детей в 15 странах, и Skyeng, продвинутые онлайн-курсы по изучению английского языка. Общее у этих проектов — создан софт, который держит в памяти весь образовательный контент и тем самым избавляет преподавателя от повседневной рутины (выдача и проверка домашних заданий и т.д.), высвобождая время для творческого общения с учащимися, формирования индивидуальных образовательных траекторий. В эти проекты вовлечены тысячи учителей, стартаперы налаживают контакт с педагогическими вузами, издательствами (АО «Просвещение», корпорация «Российский учебник» для погружения учителей в цифровую реальность готовят учебно-методические пособия с разной степенью наполнения мультимедийным контентом).

Как сказал основатель и генеральный директор Skyeng Георгий Соловьев, изначально преподаватели сопротивлялись — мол, мы же не менеджеры — но постепенно переучивались, осваивая более качественные версии электронных учебников. Секрет лояльности прост: компания платит им зарплату и в то же время имеет доступ к деньгам пользователей. А это возможно, только если образование рассматривается как услуга. Характерно также, что инноваторы не слишком полагаются на госструктуры. Так, в Азербайджане был создан самостоятельный проектный офис «Алгоритмики» — с привлечением в команду местных специалистов.
Конечно, при таком подходе можно, как однажды заметил заслуженный наставник, профессор Анатолий Шалыто из Университета ИТМО, приравнять университет к парикмахерской. Но alma mater в буквальном переводе с латыни означает «мать кормящая» — парикмахерская явно не заслуживает такого статуса. Кроме того, парикмахерская в отличие от университета не воспитывает и не просвещает.

Создатель проекта «Алгоритмика» Андрей Лобанов считает, что одно другого не исключает, в контексте бесплатного образования вполне можно внедрять платные услуги. К примеру, его коллега открывая кружки робототехники в одном из регионов России, заручился поддержкой губернатора, но в какой-то момент их посещаемость снизилась. Ввели символическую оплату, и отношение детей и родителей к занятиям изменилось как по волшебству. Лишнее подтверждение истины: редко ценится то, что дается бесплатно. В подобных случаях образование — именно услуга, стартап способствует повышению его качества. Точно так же обучение программированию обычных (не гениальных) детей по методике «Алгоритмики» раскрепощает учителя и учеников и позволяет полностью перестроить урок информатики. В интервью «Поиску» А.Лобанов подчеркнул, что в программу «Цифровая экономика РФ» и нацпроект «Образование» заложены инструменты, облегчающие передачу продуктов и услуг стартап-компаний в школу и очень хорошая команда в Министерстве просвещения это направление курирует.

И вообще не все деньгами меряется. Оксана Орачева, генеральный директор фонда В.Потанина, который 20 лет поддерживает инициативных людей в системе образования, будь то студенты, аспиранты или педагоги, напрямую, стипендиями и грантами или через вузовские фонды целевого капитала, отмечает широкий запрос в образовательном сообществе на инновации, причем даже не сверху, а со стороны учащихся. Подкупает готовность энтузиастов пробиться к заинтересованной аудитории, преодолевая, а не обходя барьеры. Главное для них — получить поддержку окружающих, а деньги — на втором месте. И подчас неформальные инициативы врастают в академические структуры, как было с интерактивным музеем науки «Ньютон Парк» в Красноярске, который начинался со студенческого проекта.

Поддержка сообщества и правда дорогого стоит. Пока что в школах наблюдается двоякое отношение к стартапам и их разработчикам. Прогрессивный директор спросит: «Чем можете быть полезны?» Ретроград: «Частники? Хотите что-то продать? До свидания!» По экспертным оценкам, большинство директоров и учителей школ все еще не видит в цифровых технологиях драйвер повышения качества образования. В то же время есть заслуженные педагоги, методические приемы которых заслуживают самого пристального внимания стартаперов. Рынок формального образования огромен (по сравнению с дополнительным), но крайне зарегулирован и в эпоху перемен не сможет оставаться в подвешенном состоянии, цифровые технологии рано или поздно его раскроют снаружи или изнутри. Но лучше рано.

Как сказал представитель корпорации «Российский учебник» Андрей Галиев, путь к избавлению от рутины долог. Стартаперская система в стране пока отсутствует, успешные кейсы — результат сложного, подчас «зверского» естественного отбора. В среднем по стране выживают 10% стартапов, а в конкурсе даже из прошедших сито экспертиз и получивших менторскую поддержку — не более половины. Многое зависит от позиции государства. Либо оно будет «асфальтировать» образовательную площадку, либо даст возможность менять ее, появляться росткам нового.
По словам А.Лобанова, «в нас может никто не верить, надо просто браться и делать что-то значимое». Почему им все-таки надо верить? Потому что они добились успеха, преодолев консерватизм системы и в конце концов заручившись ее поддержкой.

Аркадий СОСНОВ

Нет комментариев