Вместе с Поднебесной. Россия и Китай поделятся интеллектуальными ресурсами

В конце марта в Китае побывала делегация российских ученых во главе с президентом РАН Александром Сергеевым. По итогам поездки в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, в ходе которой А.Сергеев и вице-президент РАН Андрей Адрианов поделились впечатлениями об успехах китайской науки и планами по научному сотрудничеству с Китайской академией наук, которая является крупнейшей исследовательской структурой в мире.

В составе КАН — 105 научных институтов, три академических университета, больше 60 тысяч сотрудников. Около 85% средств, которые государство выделяет на проведение важнейших экспериментов и поддержание крупной научной инфраструктуры, идут через Китайскую академию наук.
Соглашение о сотрудничестве между РАН и КАН было подписано летом прошлого года, одна из целей визита российской делегации состояла в «наполнении рамочного документа конкретными действиями». К их числу в первую очередь относится состоявшийся на острове Хайнань, на базе Института глубоководных исследований и инженерии Китайской академии наук, симпозиум по глубоководным исследованиям Мирового океана. В работе форума приняли участие представители российских институтов, активно занимающихся морской геологией, океанологией, разработкой новых технических средств исследования океана. Со стороны Китая были представлены все основные институты, ведущие морские исследования. Ученые составили программу сотрудничества на 2019 год, договорились о совместных экспедициях, полевых исследованиях и других мероприятиях, которые будут проводиться в тесном взаимодействии. По словам А.Адрианова, перспективными могут оказаться совместные исследования в Арктике, Антарктике, северо-западной части Тихого океана, где расположены огромные морские акватории. Представители РАН и КАН также договорились, что китайские коллеги примут участие в одной из российских арктических экспедиций осенью 2019 года.
А.Сергеев отметил, что символом возможного сотрудничества в области глубоководных исследований морей может стать планируемый совместный эксперимент с участием взаимодействующих друг с другом беспилотных подводных аппаратов.

Задача создания подводных беспилотников, которые могут спускаться глубоко, достаточно длительно работать и получать информацию, очень важна. Такие аппараты — необходимый инструмент изучения глубоководья, — отметил глава РАН.
В России, в Институте проблем морских технологий ДВО РАН, созданы несколько поколений бес пилотников. Огромных успехов добился и Китай, где строится аппарат, который сможет опуститься на глубину Марианской впадины.
Большое впечатление на российскую делегацию произвело посещение Шанхая, в котором расположено одно из отделений КАН.

В Шанхае работают около десятка очень крупных академических институтов. По некоторым направлениям полученные в них результаты можно считать опережающими мировой уровень, — отметил А.Сергеев. Особого внимания, по мнению главы РАН, заслуживают Институт нейронаук и Центр синхротронного излучения.
В 2017 году в Китае был запущен амбициозный проект изучения мозга China Brain Project (аналогичные программы реализуются в США, Европе, Японии, Корее), участники которого пытаются разобраться, каким образом мозг обрабатывает информацию, как обеспечивается высочайшая эффективность его работы при минимальном количестве затрачиваемой энергии. Одно из направлений, где Китай рвется в лидеры мировой науки, связано с изучением мозга приматов. Два года назад в стране впервые было проведено клонирование макак, которые теперь могут служить моделями в соответствующих исследованиях. Также в Китае (где нет жестких запретов на генетические эксперименты) выращиваются трансгенные приматы, предназначенные для изучения определенных болезней мозга. Поэтому, по мнению главы РАН, в нейронауках сотрудничество с Китаем очень перспективно.
Еще одна область, представляющая взаимный научный интерес, связана с синхротронным излучением. В Шанхае построен синхротрон, рядом с которым скоро появятся два линейных ускорителя (лазеры на свободных электронах). По мнению А.Сергеева, этот комплекс станет лидирующим в мире инструментом для диагностики различных материалов, живых объектов, биомолекул, вирусов и т.д.
А.Сергеев напомнил, что Китай вкладывает в науку больше 2% ВВП страны и это — огромные деньги. Молодой китайский ученый получает примерно 10 тысяч юаней (около 100 тысяч рублей), при этом средняя зарплата по стране вдвое ниже.
Чем же Россия может удивить Китай? Каким может быть наш вклад в совместные исследования?
По словам А.Сергеева, главный наш козырь — креатив. Когда есть передовое оборудование, важно понять, что на нем исследовать. Для этого надо сформулировать идею, подсказать направления научного поиска. Все это требует интеллектуальных ресурсов, которыми, как ни одна другая страна, богата Россия.

Светлана Беляева

Нет комментариев